«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Память у меня так ослабела, что забываю и то, что было вчера и третьего дня. А если явятся некоторые с какими-либо расспросами, то забываю и то, что помнил.

Старость, слабость, безсилие, многозаботливость и многозабвение, и многие безполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги; другой жалуется, что у него скорби многи, а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай; а молчанием не отделаешься, обижаются и оскорбляются. Недаром повторяется иногда поговорка: "Толкуй больной с подлекарем". Больному желается объяснять свое положение, а подлекарю скучно слушать; а делать нечего — слушает, не желая еще более раздражать и растревожить больного толкуна.

От простой людской поговорки перейдем к апостольской заповеди святого Петра: пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею и по Возе... но усердно (1 Пет. 5: 2 ). Хотя сам я и плохо исполняю эту заповедь, а желал бы, чтобы ты лучше моего исполняла оную, потому что ты покрепче меня и поусерднее. А я, как помню себя, от самой юности недуговал леностью и расслаблением, и только Всеблагий Господь всесильным Своим промышлением, как броздами и уздою, востягивал ленивые на благое чеслюти моя. Слава и благодарение вечное неизреченному милосердию Божию, не хотящему смерти грешника, но еже обратитися ему и живу быти.

201. НУЖНО СЛУЖИТЬ И БОГУ И БЛИЖНЕМУ, ПО ЗАПОВЕДИ ХРИСТОВОЙ

Помози тебе, Господи, умудряться во спасение в церковном затворе; а вне затвора умудряться в начальственное управление сестрами и делами обители. В Евангельском учении сказано: сие творите, и онаго не оставляйте. Помози тебе, Господи, и то и другое исполнить как следует, по сказанному в Евангелии: возлюбшии Господа Бога... всею душею... и ближняго... яко сам себе (Мк. 12: 30-31). Как буДет дальше, а теперь будто у тебя пока идет Божественное впереди, а затем уже человеческое. А у меня шло, и доселе идет, все напротив, — сперва угождение человеческое, на которое тратится почти все время, а потом уже на Божественное не достает ни досуга, ни времени, ни сил. Да и в малый остаток сего времени заботы не оставляют меня, а мешают молитвенному настроению. Вчера, в Фомино воскресенье, после ранней обедни, в таком расположении читали мне Акафист. Вдруг под окном является странник в сером кафтане или свитке, шапка похожа на священническую (по верхнему дну), а по виду — на монашескую; на левой руке висел костыль загнутый. Пока я изредка посматривал на него, он стоял отворотившись лицом; а как стал я посматривать на него чаще, то он спрятался за дерево, а потом и совсем ушел.

Одна тульская мастерица шелками вышила мне на материи небесного цвета три разных дерева: на крайних деревах вышиты кукушка и горлица, а внизу — скоро идущий странник с посохом и с котомками, а впереди его — бегущий суслик. Когда получу эту картину, перешлю ее тебе. Также пришлю и две иконы, как получу от живописца...

202. СОВЕТ: ПРИ ВЗГЛЯДЕ НА ПОСЫЛАЕМУЮ КАРТИНУ, ВОЗБУЖДАТЬ В СЕБЕ МЫСЛИ УТЕШИТЕЛЬНЫЕ, А НЕ УНЫЛЫЕ.

Посылаю тебе обещанную картину, вышитую на материи шелками, — скороходящего странника с бегущим впереди сусликом и сидящими на деревах кукушкой и горлицей. Сама вели сделать впереди стекло, а сзади загородить тонкой дощечкой, чтобы дорогая вещь не испортилась от какой-либо причины. Смотря на эту картину, можешь придумывать себе разные толкования: как кукушка кукует, как горлица воркует, как суслик бегает, или, стоя на задних лапках, свистит, и как скороходящий странник спешит своих присных навестить.

Но скажу тебе: придумывай толкования такие, которые располагают к утешению, а не такие, какие наводят уныние, от которых, по псаломскому слову, находит дремота душевная. Не без причины апостол заповедует ко всем: долготерпите, всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, о всем благодарите: сия бо есть воля Божия.

Горе мне, грешному. Тебе пишу апостольское слово о непрестанной молитве, а сам нахожусь в непрестанной молве. А другое апостольское слово гласит: в премудрости ходите ко внешним, искупующе время. Вот я и не умею, как покупать и улучать такое время, чтобы поступать согласно Евангельскому слову: сие творите, и онаго не оставляйте. И паки апостол пишет: научая иного, себе ли не учиши. Поневоле вспомнишь слова Петра Дамаскина: "Спасение наше находится между страхом и надеждой", то есть не должно отчаиваться, да и слишком обнадеживаться не следует, а держать себя посередине, памятуя псаломское слово: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему со трепетом (Пс. 2: 11).

203. ГОСПОДЬ КРЕПОСТЬ ЛЮДЕМ СВОИМ ДАСТ

Возмогай о Господе и в державе крепости Его, памятуя псаломское слово: Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром (Пс. 28: 11). И паки: мир мног любящим закон Твой и несть им соблазна.

Правда, что и людям Божиим, и мнящимся любить закон Божий нельзя обойтись без неких треволнений и потрясений душевных от окружающих обстоятельств, сопряженных со многими неудобствами и встречающимися неприятностями. Поэтому люди Божии, для нашего воспоминания и укрепления, оставили в Писании о себе такое свидетельство: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой. От тяжких и лютых скорбей аки огнем горела их внутренность; а совне поливали, как водой, разными неприятностями и поношениями. Водой очищается всякая нечистота, а огнем очишается самое золото. И о святых сказано: яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я. Не знаю, матушка N, в каком ты находишься положении и расположении. А что в настоящую пору приходит мне на мысль, то и пишу тебе. Может быть, духоносные слова Священного Писания потребны тебе в настоящую пору к душевному твоему подкреплению и утверждению. Бывают и с праведниками Божиими такие минуты, то есть требующие подкрепления. Пророк Илия, заклавший безбоязненно несколько сотен студных жрецов пред лицом всего Израиля, вскоре убоялся угроз одной безстудной женщины и бежал в пустыню, умоляя Бога о принятии души его. Без помощи Божией человек, как человек, ничтоже более, а человек яко трава. А с помощью Божией один человек, как пророк Илия, воюет против целого народа.

Поэтому, по слову Давида, возверзим на Господа печаль свою и Той нас препитает (Пс. 54: 23). Юнейший бых, ибо состарёхся (то есть от юности до старости), и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы (Пс. 36: 25). Впрочем, для испытания нашего и в обителях попущаются Промыслом Божиим лишения и недостатки на время, но потом восполняются. Тем и другим обучаемся во всем предаваться Промыслу Божию и всесвятой воле Его. В начале письма хотел написать тебе извинение и попросить прощение, что долго молчал, и только собирался писать тебе, но от недосуга не мог; а написалось иное.