«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Не знаю, пригодным ли окажется написанное, но сказано негде, еже писах, писах.

204. ПЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Сегодня Православная Церковь отправляет службу Страшного Суда, и отселе начинается сырная неделя, последние дни которой, по простому слову, называются днями прощеными, чтобы, простившись с миром, вступить в пост Святой Четыредесятницы. Прошу у тебя и у всех гусенят прощения в своей неисправности, ради которой пред многими виноват, более же всего грешен пред Самим Господом, и не знаю, как и с чем явлюсь на суд Божий. А время это заметно приближается, потому что слабость и болезненность усиливаются, переодевания и переобувания утроились, жара и холода равно не выношу; в меру только один семнадцатый градус тепла, а выше и ниже дурно влияет. Вот тут и умудряйся около одного градуса вертеться, и как один этот градус удержать, когда постоянно подходят натуральные печки и своими толками умножают жар.

В пост Сятой Четыредесятницы мужественные хоть на время уединяются, а я, слабый, и в пост и не в пост равно нахожусь в молве народной и не знаю вкуса в уединении, когда как на каждой вечерне читаем в псалме: един есмь аз дондеже прейду.

Также не уединяющиеся пользуются церковной службой, а я, за грехи мои, и этого лишен; не вотще сказано в Писании: комуждо воздается по делом его не только в будущей жизни, но и в настоящей, по слову апостольскому: кийждо еже сеет, тожде и пожнет ( см. Иер. 32: 19; Гал. 6: 7).

Кукушка на подушке с соловьем и канарейка в марте месяце прилетят поздравлять тебя с пустынными именинами. Уведомление опоздало, чтобы посадить птиц на трех деревах, а будут сидеть они на одной обширной березе. Впрочем, не поздно сделать, чтобы кукушка имела во рту зеленую ветвь, соловей — виноградную кисть, а канарейка — письмо.

205. СНОВА О МОЛВЕ СВОЕЙ И СОВЕТ ОБ ИЗБЕЖАНИИ КЛЕВЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в истине! Бог да благословит церковный затвор твой, и вхождение твое, и исхождение твое! Ты, хотя по временам, находишься в затворе, а я постоянно нахожусь на народном сборе и разборе дел человеческих, большею частью временных и суетных, предоставив вечное свое спасение единому милосердию Божию. Хоть бы на время желал бы куда уйти или уехать, но болезненное положение не выпускает из кельи, в двери которой с двух сторон стучат и докучают — принять и потолковать о нужном и не нужном, а слабость моя преклоняет — принять. Вот и не знаешь, как дело это понять.

Заблаговременно поздравляю тебя со днем пустынного твоего уединенного Ангела, молитвы которой да помогут тебе и в церковном затворе, и в разборе дел сестринских и дел обительских, и в окружающих обстояниях, яже требуют псаломской молитвы: избави мя от клеветы человеческия и сохраню заповеди Твоя. Еще слабый молится, чтобы его не клеветали, а мужественный молится, чтобы Бог помог ему на других не клеветать — ни словесно, ни мысленно.

К концу марта или раньше прилетят поздравлять тебя кукушка, соловей и канарейка, мастерица пишет, что они уже готовы и расправляют крылья лететь, пока не наступила еще сырая погода.

206. НАСТОЯТЕЛЮ ДОЛЖНО ОГРАЖДАТЬ ОБИТЕЛЬ МОЛИТВОЙ

Встречая светлый и всерадостный праздник Воскресения Христова, сердечно желаю тебе в мире, радости и утешении духовном провести продолжающиеся дни Святой Четыредесятницы, которая означает возстание. Поэтому и тебе следует возстать теперь от затвора твоего, как сказано было апостолу Петру в темнице: возстань и вступи в плесницы твоя и иди, занимайся предлежащим делом — делом спасения вверенных (тебе) и делом обительным. Правда, что и молитва в этом много помогает, как и царь Давид более надеялся на молитву в ограждение царства своего, нежели на оружие, но не оставлял совсем и оружия. Всякое дело хорошо в свое время и в своем месте. Так и начальнице обители следует поступать; более нужно надеяться на молитвенное ограждение, но совсем не оставлять и присмотра за сестрами и благовременного наставления и вразумления, чтобы не закрался как-нибудь хищный волк и не похитил хотя единую из дремлющих овец. А гласа пастырской свирели и волки боятся.

Молись и за меня, грешного, глаголющего и нетворящего и обличаемого от собственных словес. А сказано, что Царствие Божие не в слове, а в силе, то есть в исполнении всего, повеленного от Господа. Поневоле приходится взывать с подобными мне: согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом; ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал нам Господь. Остается одно: взывать подобно мытарю: Боже, милостив буди мне, грешному!

Все это время я провожу с немалыми болезненными прижимками; переодевания и переобувания не только утроились, но, кажется, и учетверились. День и ночь в том и время проходит, а нужным и полезным некогда и заняться, все время провожу в одном безчинии и многоглаголании, которым мнюся других утешать, а приходится свою душу огорчать. Одержим есмь слабостью, и душевной и телесной, и не могу круто поступать, а для некоторых это требовалось бы, к которым очень идет русская поговорка: "Обычай бычий, а ум телячий". Прости, что много лишнего наговорил; благоразумному молчанию не научился я.