«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

207. МОЛИТВА ИИСУСОВА БОЛЕЕ КЕЛЕЙНОГО ПРАВИЛА

Вчера вечером получил я письмо от N, которая, по твоему поручению, пишет, чтобы разрешить тебе оставить обычное твое правило на всю твою поездку в N. Бог да благословит оставить обычное правило и постоянно держаться молитвы Иисусовой, которая может успокаивать душу более, нежели совершение большого келейного правила. Из прежних опытных старцев один, по имени Василий, объяснял это так: Держащийся большого келейного правила, когда исполняет оное, то подстрекаем бывает тщеславием и возношением, когда же почему-либо не может исполнить своего правила, то смущается. А держащийся постоянно молитвы Иисусовой одинаково пребывает в смиренном расположении духа, как бы ничего не делающий, и возноситься ему нечем.

В "Добротолюбии" означен чин премудрых подвижников, которые ежедневно совершали малое обычное келейное правило, а остальное время дня и ночи употребляли на молитву Иисусову. Но ты, по привычке, вдруг перейти к этому не можешь, по крайней мере, не смущайся, когда неудобно бывает тебе совершать все твое правило, и особенно не заставляй перечитывать одно и то же, когда враг наводит забвение, а иногда оное бывает от усталости и изнеможения, как объясняет Григорий Синаит, что при совершении долгого правила бывают парения и препарения мыслей.

Вернее и полезнее укорить себя за невнимание и смириться. Сказано, что от дел не оправдится всяка плоть, а токмо верой Иисусовой.

Еще в письме сказано, что ты просишь разрешить оставить навсегда чтение четырех кафисм Псалтири, которые ты обязательно читала. Бог да благословит оставить. Господь ни от кого не требует подвигов сверх сил и возможности. Ты стала жаловаться на слабость головы и притом ты настоятельница, обязанная смотреть за поведением сестер, и за внешними делами и потребностями обители; как же возможно тебе совершать большое правило келейное? Древние отцы и пустынные довольствовались чтением 12 псалмов утром и вечером, а остальное время употребляли на рукоделие, чтение духовных книг и молитву Иисусову. Повторяю, ты по привычке поступать так не можешь, по крайней мере, не смущайся, когда не можешь вполне совершать обычное твое правило, а укори себя и кайся мысленно Господу Богу, а потом, в свое время, и перед духовным отцом, что по немощам телесным и по обязанностям настоятельницы не могла совершать вполне обычного своего правила, и будешь успокаиваться.

К оставлению навсегда четырех кафисм есть прибавление, чтобы я взял на себя обязательство вычитывать эти четыре кафисмы. Ежели ты и крепче меня, и то не находишь возможности вычитывать их, где же мне, слабому и едва живому и в безпрестанной молве находящемуся, выполнять это обязательство. Лучше и вернее обоим нам смириться под крепкую руку Божию, и укорять себя за неисправность, и каяться пред Богом в своих немощах. Святой Лествичник приводит слова Псалмопевца: не постихся, не бдех, ни на земли легах, но смирихся и спасе мя Господь; и Сам Господь глаголет во Святом Евангелии: аще... хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19: 17). А из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие, заповедь эта — не судить и не осуждать, как Сам Господь глаголет: Лицемере! Изми прежде бервно из очесе твоего... (Мф. 7: 5). Может быть за тобой и нет этого греха, но пришло мне в голову, я и написал.

208. НАДО ПРОСТИТЬ КАЮЩУЮСЯ СЕСТРУ И ПРИНЯТЬ В ОБИТЕЛЬ

N писала мне, что одна сестра, долго жившая в обители, по искушению вражию вышла из обители. А при выходе ты, убеждая ее остаться, сказала: "Истину тебе говорю, Евангельское слово, что если будешь опять проситься, — не приму". Теперь эта сестра, опомнившись и увидев свою ошибку, усердно просится опять в обитель. А ты, опираясь на свое слово, не принимаешь ее, несмотря на ее раскаяние и обещание все терпеть. Евангельская заповедь Самого Господа — семьдесят крат седмерицею прощать согрешившему против нас — выше твоего Евангельского слова. На Усекновение Предтечи поется в стихирах об Ироде, что лучше было бы ему, солгавшему, жизнь получити, нежели, истинствовавши, главу Предтечи усекнути. Так и нам не следует отсекати жизни монашеской этой сестры. Себя же укорим за неосмотрительное слово, и при исповеди покаемся в этом.

209. НЕКОТОРЫЕ ОТ МАЛОДУШИЯ БЕГУТ С ТРУДНОГО ПУТИ

Слышу, что некоторые сестры ушли из обители. Видно, не хватило у них терпения на узком и претрудном пути спасения. Общая у всех нас немощь: все желаем получить спасение, но с отрадой и покоем; а о спасительном пути проповедуется, что многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Небесное. Потому и заповедуется во Святом Евангелии: в терпении вашем стяжите душы вашя (Лк. 21: 19), и — претерпевый же до конца той спасен будет (Мф. 10: 22).

Ежели сестры эти придут в Оптину, то постараюсь убеждать их, чтобы возвратились в обитель, если только согласятся; а тебе советую не отвергать их, если возвратятся в обитель. Варсонофий Великий пишет: "Ежели видишь юного текуща, разумей, что старец прельстил его", то есть старый осьмотысящелетний искуситель. Этот враг наш и душевный искушает всех нас кого чем может — одного грехом, другого нетерпением, а третьего осуждением, четвертого ропотом, словом, кого чем может. Святой апостол Павел согрешивших убеждает каяться, а мнящихся стояти предостерегает не падать, глаголя: мняйся стояти да блюдется, да не падет; и паки: вы сильнии немощи немощных носите и не себе угождайте, но исправляйте таковых духом кротости, блюдый себе, да не и ты искушен будеши (см. Рим. 15: 1; Гал. 6: 2). Сей апостол перечисляет, какие он скорби в жизни терпел, глаголя: беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии... Кроме внешних, нападение еже по вся дни, и попечение всех церквей. Кто изнемогает, и аз не изнемогаю; Кто соблазняется, и аз не разжизаюся (от скорби) (см. 2 Кор. 6: 4-7; 11: 26-29). Все это выписываю тебе для того, чтобы ты не унывала и не малодушествовала, когда обыдут подобные затруднения. Имеем две главные заповеди: возлюбиши Господа от всея души, а ближнего яко сам себя; и первая заповедь без второй не исполняется. Поэтому и сказано в старчестве: от ближнего живот и смерть; кто любит ближнего и заботится о нем, тот получит жизнь вечную, а кто презирает ближнего, о том и не знаю что и сказать.

Благожелательно приветствую всех гусенят, беловатых и сероватых. Есть простая пословица: "Бела овца, сера овца — один дух овечий". Плохо бывает, когда овца избалуется, тогда бывает по проказам не хуже козы, а козлищам назначение шуие, от чего да избавит нас Всеблагой Господь.

210. О МУДРОСТИ ЗМЕИНОЙ И КРОТОСТИ ГОЛУБИНОЙ

Письмо твое, от 17 мая, в котором объясняешь, что ты никогда не была попрошайкой, а нужда заставила тебя просить! Прежде за тебя другие просили, а теперь нужда и саму тебя заставила просить.