«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Не без причины повторяется поговорка: "Нужда мудрена! Нужда научит как калачи есть". Мне случилось слышать от одного опытного человека, который говорил, что все вещи человеческие, которые видим, изобрела или нужда, или прихоть. Что делается по нужде, то бывает или одобрительно, или, по крайней мере, извинительно; а что делается по прихоти, то не всегда бывает извинительно, кольми паче не всегда одобрительно. Во Святом Евангелии Сам Господь глаголет (Мф. 10: 16): будите... мудри яко змия, и цели яко голубие. Мудрость змеиная, по изречению толковников, состоит в том, что когда бьют змею, то она более всего хранит голову, так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру; во-вторых, мудрость змеиная состоит в том, что когда змея хочет скинуть с себя старую кожу, то пролазит сквозь тесную скважину, а иначе с себя старую кожу скинуть не может; так и христианин, если желает совлещися ветхого человека, то должен проходить тесный путь, по Евангельскому учению. Целость же голубиная состоит в незлобии и прощении обид, или досад, или подобного.

211. ДРЕВНИХ ХРИСТИАН ВРАГ ИСКУШАЛ МУЧЕНИЯМИ, А НЫНЕШНИХ – БОЛЕЗНЯМИ И ПОМЫСЛАМИ

Слышу, что хвороба к тебе опять пристала, и спина болит, и внутренность не в порядке. Я уже не раз тебе писал о содержании 94-й главы блаженного Диодоха, что древних христиан враг искушал разными мучениями, а христиан настоящего времени враг искушает разными помыслами и разными недугами телесными. И блаженный Диодох советует нам в это время помнить псаломское слово: Терпя потерпех Господа и внят ми (Пс. 39: 1). И апостольское слово: егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12: 6). Есть и поговорка, которой обыкновенно в затруднительном положении утешают себя скорбящие: "Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я".

О себе скажу, что и мне нездоровится паче обычного. От постоянной молвы и безпрестанных толков от утра до вечера крайне уставал и чувствовал жар, и в этом положении простудился, и теперь чувствую боль во всем теле и внутри, и требуется держаться совета блаженного Диодоха относительно терпения. И блаженный Екдикт пишет: "Дом души — терпение; пища души — смирение. Когда пищи в доме не достает, тогда душа выходит вон", то есть из терпения. На словах об этом рассуждать легко, а на деле исполнять не всегда легко и не для всех. Козельский гражданин имел обычай, при случае, говорить: "Елико отстоят востоцы от запад, толико дело от слова".

Благожелательно о Господе приветствую всех гусенят, беловатых и сероватых. Призывая на всех мир и благословение Божие и испрашивая ваших молитв святых и простых, какие кто может приносить о моей худости и неисправности, остаюсь с искренним благорасположением. Многогрешный иеросхимонах Амвросий.

212. И В НОВОМ ГОДУ ДОЖНЫ БЫТЬ НОВЫЕ СКОРБИ

Пишу тебе в начале Нового года. Сердечно желаю жить по-новому, не оставляя и старого хорошего и полезного и душеспасительного.

Первого числа приходили меня поздравлять с Новым годом вдруг несколько человек, я им отвечал: "И вас с новым счастьем". Один человек, из пришедших, прибавил: "И с новыми скорбями". Да и справедливо сказано, что ни в старые годы, ни в наступлении новых христианину невозможно избежать скорбей, по сказанному: многими скорбьми подобает нам внити во Царство Небесное. А апостол объясняет, как это бывает, глаголя: скорбь соделывает терпение, терпение же искусство, искусство упование, упование же не посрамит. Вся же жизнь наша, с трудом и подвигом, терпением и долготерпением, имеет главную цель, чтобы быть непосрамленным в день второго пришествия Господня, егда достойные воспримут достойную мзду, аз же и подобные мне немощные, по силе немощи нашей, молимся, дабы быть помилованными в страшный и нестерпимый день сей, ныне Многомилостивого, а тогда Грозного Судии живых и мертвых. Господи, помилуй нас! Господи, помози немощи нашей, праведныя любяй и грешныя милуяй.

213. В СКОРБЯХ ДОЛЖНО ПОЛАГАТЬСЯ НА ВОЛЮ БОЖИЮ

Письмо твое получил, в котором объясняешь, что все хвораешь и скорбишь о нездоровье своем. Также имеешь скорбь и о недостатках обители. И третья скорбь у тебя — о нездоровье N, уехавшей в N и живущей от тебя далеко. Во всем этом должно предаваться всеблагой воле Божией и всеблагому Промыслу Божию о нас. А сами мы ничего не можем сделать своей заботой, а только напрасно безпокоим себя и отягощаем душу свою.

Касательно нездоровья скажу, как и сам я постоянно нездоров и нахожусь всегда в каком-то расслаблении, с ревматическими болями во всем теле, и слабости в желудке и кишках. Находясь в таком положении, отраду нахожу в том, когда размышляю, что великий светильник Православной Церкви и святитель Иоанн Златоуст находился всегда в болезненном положении. Несмотря на это, занимался делами Церкви и написал Толкование на Евангелия и на все апостольские послания, и, наконец, терпел великие гонения со всех сторон. И в самых гонениях не оставлял попечения о Церкви. Других больных исцелял, а сам умер в лихорадочном положении. Правда, что больному настоятелю неудобно заниматься делами обители. Поэтому при неудобствах и полезно поминать святого Златоуста, как он и в болезненном положении не оставлял заниматься делами Церкви.

Наступает сырная неделя и прощеный день, прошу у тебя и у всех сестер N прощения в моей неисправности, и вас всех прощаю.

Призывая на всех вас мир и благословение Божие и испрашивая у всех вас святых молитв о моей худости и неисправности, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный иеросхимонах Амвросий.

214. НА БЕЗМОЛВИЕ И УЕДИНЕНИЕ ДОЛЖНО ПОСТУПАТЬ ПО ОСОБОМУ ПРИЗВАНИЮ БОЖИЮ