«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Христос посреди нас. Боголюбивая раба Христова, пречестнейшая матушка настоятельница N.

Письмо твое получил, в котором объясняешь, что помысл уединения тебя измучил, лишает тебя сна и пищи, не дает тебе никакого покоя!

На безмолвие и уединение поступают по особому Промыслу Божию, как, например, сказано было Арсению Великому: "Молчи, беги, и спасешься". А ты такого призвания свыше не получала, а думаешь это сделать по своему только желанию, и притом с примесью вражеского искушения, и, наконец, с ослушанием, а ослушание и непослушание такой грех, который и мученичеством не заглаждается. Вероятно, сама читала, как один монах не послушал своего духовного отца, ушел от него, впал в руки мучителей и получил мученическую смерть; мощи его, как мученика, христианами поставлены были в церкви. Когда диакон возглашал: "Оглашеннии, изыдите", мощи сами выходили из церкви, пока не призван был его старец и не простил его.

Один прозорливец видел в видении пустынника-странноприимца и больного послушника. У послушника на шее была золотая гривна или цепь. Прозорливец спросил, почему такая честь, больше всех, послушнику? Ему в ответ сказано: "Пустынник, хотя и много трудился, но по своей воле и по своему желанию, а послушник жил в отсечении своей воли, и своих желаний, и благих". Ты думаешь в уединении обрести покой, но весьма ошибешься. Святой Григорий Богослов ради гонений и смут оставил должность епископа и в уединении испытал великое томление.

Антония Великого в уединении бесы избили так, что он два дня был как мертвый. Поэтому святой Иоанн Лествичник советует лучше иметь борьбу с людьми, нежели с бесами, потому что люди, хотя иногда ожесточаются и не покоряются, все же потом опять смягчаются и повинуются. А бесы никогда не перестают против нас злобствовать и неистовствовать.

Наконец, грозное слово в Евангелии против тех, которые скрывают талант свой. Тебе дано дарование и способность начальственного управления, а ты хочешь все это бросить и уйти. За это как бы после не услышать от Господа: "Лукавая раба и ленивая, подобаше тебе дати сребро Мое торжником, и пришед Аз, взял бы Свое с лихвою. Возмите от нея талант и дадите имущему десять талант. И неключимую рабу вверзите во тму кромешную" (см. Мф. 25: 26). Страшно подпасть такой беде под благовидным предлогом.

После всего сказанного советую тебе потерпеть еще на настоятельстве, которое есть послушание, как всякое другое послушание, пока окрепнут сестры в обители и не окажется ли одна, способная заменить тебя; тогда, аще воля Божия будет, можешь позаботиться и о безмолвном уединении. Теперь же, ежели одно желание уединения тебя так томит, что лишает сна и пищи, то явно показывает, что это вражеское искушение, преждевременное и неуместное.

Ты в уединении желаешь приблизиться к Богу, а в "Лествице" сказано, что истинный послушник стоит одесную Распятого. И опять о близких к Богу сказано, что они должны приносить Богу дары, как сказано в псалмах (Пс. 71: 10): все, иже окрест Его, дары принесут, то есть спасение других душ.

Подумай хорошенько и сообрази все написанное и не спеши на безмолвие и на уединение, а с терпением и покорением ожидай на то воли Божией и благоприятного времени.

Благожелательно приветствую о Господе всех гусенят, беловатых и сероватых. Призывая на всех вас мир и благословение Божие, и испрашивая ваших святых молитв о моей худости и неисправности, остаюсь с искренним благожеланием многогрешный иеросхимонах Амвросий.

215. ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ИМЕТЬ ПОЛНОГО ДУХОВНОГО ОТНОШЕНИЯ, ДЕРЖИСЬ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАПОВЕДЕЙ ХРИСТОВЫХ [10]

Поздравляю тебя со светлым и всерадостным праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и приветствую тебя утешительным христианским приветствием: Христос воскресе! Сердечно желаю тебе сей светлый праздник встретить и провести в мире, радости и утешении духовном.

Письмо твое получил с оказией в исправности. Пишешь, что у тебя была лихорадка. Вот и я целую неделю вожусь с лихорадкой, поэтому много писать сегодня не могу, а отвечаю тебе вкратце.

Если не можешь иметь полного духовного отношения, то держись исполнения Евангельских заповедей Христовых, и этого будет для тебя достаточно. Еще держись совета Варсонофия Великого: "аще оставиши волю свою созади, на всяком месте обрящещи покой". Наконец, держись древнего церковного слова: "Спасаяй да спасет душу свою". Внимай себе, и будет с тебя. А другие — как хотят. Дела, которые не от тебя зависят, предоставляй собственной воле каждого, и предавай все это суду Божию.