«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

216. БЕЗ ТЕРПЕНИЯ НЕЛЬЗЯ УСПОКОИТЬСЯ

Сестра о Господе! Слышу через отца А., что ты безпокоишься о моем здоровье. По милости Божией, оно понемногу начинает поправляться. Но после бывшей болезни я не так давно стал выходить на воздух. Притом очень затруднен тем, что очень много наехало посетителей, а я еще не совсем оправился от своей болезни, нуждаюсь в отдыхе и покое.

Советую тебе более всего — вооружай себя к терпению и понесению разных приключений и неудобств, а иначе нельзя успокоиться.

217. САМООПРАВДАНИЕ - ОБЩАЯ НЕМОЩЬ

Прости, что вскоре не мог отвечать на последнее письмо твое, в котором пишешь о неожиданном столкновении с сестрой, по-видимому, для тебя самой близкой. Не вотще в Писании сказано: и ближнии мои отдалече мене сташа (Пс. 37:13). Да и без Писания опыт показывает, что оскорбленное самолюбие и самых близких далеко друг от друга поставляет. Что делать?.. У всех нас немощь одна — желание быть всегда правыми; и желание этой правости и другим досаждает, и людей делает виноватыми пред судом Божиим, потому что, как говорит святой Исаак Сирин, самооправдание в законе Евангельском не назнаменано, то есть не означено, вернее, не допущено; а сказано прямо и ясно: аще тя кто ударит в десную... ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5: 39). Основываясь на Евангельском законе, все святые и духоносные отцы единогласно утверждают, что на всякое искушение победа — смирение с терпением. Смиримся и понудимся потерпеть и мы, и обрящем покой душам нашим, по наставлению Самого Господа, глаголющаго (Мф. 11: 29): научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. К тому же помяни слова блаженныя памяти О. Иг. А., им некогда тебе сказанные: "Пока мы находимся на земле, нигде без скорби пребыть не можем; хотя бы залезли на облака, и там от скорбей не уйдем, по свидетельству Самого Господа (Ин. 16: 33): в мире скорбни будете: но дерзайте. Рек Господь: Аз победил мир. Слова эти показывают, чтобы мы не отчаивались в скорбях, но надеялись на помощь Божию, которую всегда и должны призывать или, вернее сказать, испрашивать от Господа. Придержись также совета Варсонофия Великого: "аще смиришися и оставиши волю свою созади, то на всяком месте обрящеши покой". Скорбные искушения понуждайся переносить по возможному благодушнее, памятуя свои обеты монашеские и призывая Божию помощь.

Приветствую о Господе келейную твою Марию, и обеим вам желаю мирного и терпеливого пребывания.

218. ПЕЧАЛЬ - ТЯГЧАЙШЕЕ ИЗ ИСКУШЕНИЙ

Поздравляю тебя с наступающим великим праздником Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа, а также и с приближающимся Новым годом, и желаю тебе знаменательные сии христианские торжества встретить и провести в мире и спокойствии душевном, радости духовной и во всяком благоденствии.

Получив от тебя скорбное письмо, тотчас же хотел тебе отвечать, но мне помешали. А мысли были для ответа тебе самые приличные, так как я в то время читал третье письмо святого Златоуста к Олимпиаде диаконисе. Поэтому советую тебе прочесть это письмо и воспользоваться духовным назиданием угодника Божия, святого Златоуста. В этом письме он объясняет примерами, что для людей страшнее всех несчастий смерть, но печаль тяжелее и смерти, так как в печали находящиеся часто желают смерти; и насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и большее воздаяние получат переносящие с терпением печаль.

Не унывай и ты, а терпи, вооружаясь благой надеждой и благим упованием получить милость Божию и за самую печаль, и за причины, производящие печаль, то есть за укорение со стороны, как от меньших, так и от старших лиц. Также оставь думать, что ты не на месте. Вот М.И. почти три года ездила искать себе новое место, но нигде не нашла, а приехала к нам с объяснением о неудачных своих поисках; заболела воспалением легких, и через 9 дней мирно почила о Господе, за три часа до смерти приняв пострижение в мантию, в полном сознании и в чистой памяти. Утром причастилась Святых Тайн, а вечером скончалась. Прежде два раза была приобщена и особорована святым елеем. Пример покойной М.И. ясно показывает, что много и о многом заботиться не должно, а следует позаботиться о самом главном — о приготовлении себя к смерти.

219. ВООРУЖАЙСЯ ТЕРПЕНИЕМ

Письма твои получил, но до сих пор не отвечал тебе по всегдашней немощи моей телесной и по недосугу. И сегодня много писать тебе не могу. Пока вооружайся терпением противу находящих трудностей, всегда поминая при сем слово Самого Господа: в терпении вашем стяжите душы вашя; и: претерпевый... до конца, той спасен будет. И паки Господь глаголет: в мире скорбни будете. В каком бы конце мира человек ни жил, скорбей по этому слову Господню не избежит. Поэтому не унывай, а на милость Божию уповай!

220. НАПОМИНАНИЕМ О СМЕРТИ ОТЦА К. ВНУШАЕТСЯ БЫТЬ В МИРНОМ НАСТРОЕНИИ

Получил от тебя два серьезных письма и отвечать на оные доселе не мог; сперва отец К. заболел в Великий Четверг, а потом мирно почил о Господе 30 апреля, в 12 часов дня. Был особорован и приобщен Святых Таин. Окончил жизнь очень тихо, и до самой смерти был в хорошей памяти.