«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Слава и благодарение Господу, что всесильного ради ходатайства и молитвенного предстательства Владычицы нашей Пресвятой Девы Богородицы мрачные твои помыслы хотя несколько прояснились. Хотя желание о переходе в Арз. не оставляет тебя, но иногда мысль тебе противоречит, и тайное внушение в сердце говорит, что это намерение и желание пустое. Сама пишешь, что внушение очень тихо и покойно; а напротив, когда разгорится в тебе желание удалиться из обители, то чувствуешь ожесточение, мрак, памятозлобие, и ненависть к ближним, и леность к молитве. Проразумевай же из сего, что желание это с шуией стороны, и есть внушение врагов и ненавистников рода человеческого, ищущих вечной нашей погибели. Святой Григорий Синаит пишет: "Много требуется рассуждения, чтобы познать различие доброго и злого... Явлены суть действия благодати, которых бес, хотя и преобразуется, подать не может: ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненавидения мира, ни сласти и страсти утоляет, — это суть действия благодати. Действие же бесовское есть дмение, и высокомудрие, и страхование, и всякое зло".

Отчасти ты сама испытала это, собственным опытом, потому будь осторожна и рассудительна: доброе удерживай, а лукавое отметай. Сама пишешь, что иногда находит на тебя какая-то мучительная, необузданная, растрепанная, свирепая радость диавольская, которая тебя ужасно утомляет, и что всякая скорбь душевная отраднее этой безобразной радости. Сама теперь видишь, что эта радость с противной стороны: но вместе знай, что эта растрепанная радость находит не без причины, а, видно, было когда-нибудь, что ты, по неопытности и неосторожности, принимала обманчивую и прелестную радость за настоящую.

Посидеть дома, в обители, и в своей келье нынешний год, и никуда не отлучаться советую и я тебе. Бог весть насколько еще продлится жизнь твоя, и потому, особенно в последнее время, не должно презирать тайных внушений совести нашей, возбуждаемых Ангелом Хранителем, данным нам при Крещении. Не вотще древними отцами говорится: "Сиди в келье твоей, и та всему тя научит". Особенно же прилично это сидение человеку слабому силами, как телесными, так и душевными. Тут уже странствия и труды телесные неуместны и не вовремя. Старики и старухи в детское училище уже не ходят, так как это неприлично, да и неблаговременно, ради ослабевшей их памяти и сил телесных. Старым и слабым прилично смиряться и готовить себя искренним покаянием ко исходу в вечность.

244. ДИАВОЛ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН САМ ДОБРОВОЛЬНО НЕ СОГЛАСИТСЯ ПРЕЖДЕ НА КАКОЙ-ЛИБО ГРЕХ

Мужайся, и да крепится сердце твое. Среди докучливых, а иногда устрашающих искушений вражиих утешай себя апостольскими словами: верен... Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие (1 Кор. 10: 13), и часто повторяй это слово для укрепления себя. Также презирай суетные, но злые внушения врага, угрожающего тебе погибелью. Самые угрозы его показывают тебе надежду, что он ничего не может сделать тебе, покрываемой милостью Божией. Если бы он мог что-либо сделать, то не стал бы угрожать. Ангел покаяния святому Ерму сказал, что враг-диавол совершенно безсилен и ничего не может сделать человеку, если сей добровольно не согласится прежде на какой-либо грех. Поэтому, когда враг докучает тебе студными и скверными помыслами, прибегай ко Господу, молясь псаломскими словами: Господи! Изгонящии мя ныне обыдоша мя (Пс. 16: 11). Радосте моя! Избави мя от обышедших мя (Пс. 31: 7). Особенно не тревожься хульными помыслами, которые явно происходят от зависти вражией. Со стороны же человека поводом к оным бывает или горделивое самомнение, или осуждение других. Поэтому в нашествии хульных помыслов, прежде всего, укоряй себя за осуждение других и гордое мнение, за настоящее или прошедшее, нисколько не безпокоясь тем, что слышим неизреченные хулы вражии. А благовременно иногда произноси против оных слова святого Иоанна Лествичника: "Иди за мною, сатано! Господу Богу моему поклонюся и Тому Единому послужу, а болезнь твоя и слово сие да обратится на главу твою, и на верх твой хула твоя да взыдет в сем и в будущем веце". Наконец, необходимо тебе в настоящее время иметь в виду и твердо помнить совет Исаака Сирина; он пишет в 56-м слове: "Когда человек, заботясь об очищении внутреннем, милостию Божиею будет приближаться к первой степени духовнаго разума, то есть разумения твари, тогда враг от зависти сильно вооружается на него хульными помыслами. И ты, — говорит он, — да не станеши в стране сей без оружий, да не вскоре умреши от подседающих и прельщающих тебя. Да будут же тебе оружие — слезы и частое лощение. И охраняйся не прочести догматов еретических: сие бо есть вооружающее на тя яко наимножайше дух хулы. Егда же насытиши чрево твое, да не возбезстудствуеши испытати, что от божественных вещей и разумений, да не раскаешися. Во чреве наполнение разума таин Божиих несть". Внимая сим словам сего великого отца, старайся иметь посильное воздержание в пище и в питии, и сокрушенное и смиренное перед всеми сердце, чтобы приобрести спасительный плач о прежних и настоящих согрешениях, и через то сохранить себя безвредно в настоящем твоем искушении от духа хулы. Знай, что враг, если не может кому сделать вреда, то по злобе своей силится, по крайней мере, смущать его, досаждать ему разными помыслами и злыми внушениями.

Когда за работой, по послушанию, стужают злые помыслы, оставь работу и положи 33 поклона, смиренно призывая милость и помощь Божию.

245. ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ГОРДОСТИ И САМОМНЕНИЯ, ТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ТРЕБУЕТСЯ ПОКОРНОСТЬ ВОЛЕ БОЖИЕЙ

Пишешь, что накануне дня святого Архистратига Михаила вражий помысл обещал тебе, что в самый праздник этот получишь все дары духовные, а вместо того в этот день нашла на тебя мрачная тоска, и в сильной степени стал тебе стужать помысл о самоубийстве. Вот дары бесовские, прелесть вражия! Помысл шепчет тебе, что никто из святых и желающих спастись не был борим этой мыслью. Неправда: и великие старцы были ею боримы; в Молдавии был весьма подвижный и безмолвный старец, который всю жизнь страдал этой мыслью. В этой злой вражеской брани надо чаще повторять: "Воля Божия да будет со мною. Якоже Господеви изволися, тако да будет". Господне же изволение — спасти и помиловать всех верующих. Еще можем иногда отвечать врагу так: "Иди за мною, сатана! Господеви Богу моему поработаю вся дни живота моего. Яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и пресвятым и благим и животворящим Духом во веки веков. Аминь".

Слава и благодарение Господу, что по этой брани вскоре дал тебе некоторое успокоение. Но потом опять тебя стали смущать разные путаные помыслы. Просишь меня испросить тебе ту благодать от Господа, чтобы в полном сознании считать себя хуже и грешнее всех в обители; и тут же пишешь, что если тебе дадут келейную, то удалишься, и что молилась Царице Небесной, ежели Ей угодно, чтобы ты окончила жизнь здесь, чтобы тебе не давали келейной. Да ведь это ты сама сделала такое условие; сама решила. Если хочешь избавиться от гордости и самомнения, то прежде всего требуется покорность воле Божией. Если хочешь, чтобы все было по воле Божией, то терпи все, и не вымышляй вражеских условий, не лезь сама во вражескую сеть. И смотри сама — какое безрассудство: от одной келейной побежать, и удалиться в обитель, переполненную сестрами, где меньше четырех и не живут в одной келье. Я и прежде тебе писал и говорил, и теперь повторяю, что совершенное уединение не только не полезно тебе, но и опасно. Видишь сама, какие лютые брани вражеские испытываешь в своем уединении! Что за беда, если дадут тебе келейную? Через нее, может быть, получишь еще облегчение в своих бранях. Ответственности за нее не бери на себя, а возьми с тем, чтобы жила на своем иждивении, и сидела в передней, да молчала; на этих условиях и бери; а молоденькую, за которую тебе нужно отвечать, не бери. Если дадут тебе такую, которая не по тебе, то ты не безгласная, можешь сказать, чтобы дали другую.

Никаким видениям не верь. Святой Григорий Синаит говорит: "Никогда же да приимеши, аще что видиши чувственно, или умно, или извнеуду, или внутрьуду, или аще и образ Христов, или Ангелов, или святаго зрак, или свет умом мечтается, или воображается, яко и сам ум о себе естеством имать мечтательное, и удобь зраки соделати может, во яже желает, не у опасне сему внимающим, иже и сам на себя наносит вред: и сама же та память благих или злых воображати внезапу ума чувство и к мечтанию возводити обыче, идеже и мечтатель бывает таковый о себе, а не безмолвник. Сего ради внимай, да не приложиши веровати чесому... но пребывай негодуя к тому, присно блюдя ум свой безвиден, невообразителен. Должен есть новоначальный внимати сердечному точию действу яко непрелестну, иная же вся не приимати до времени мира страстей. Бог бо не негодует на иже опасно себе внимающаго прелести ради, аще сице и не приимет еже от Него, кроме вопрошения, и многа испытания, но паче похваляет, яко премудра... Нужда не мала достигнути истины явственне, и чисту быти от сопротивных благодати, яко во образе истины обыче диавол в новоначальных паче показывати прелесть свою, преобразуя лукавая своя яко духовна". Вот что говорит святой Григорий Синаит; помни это, и твердо этого держись. Пишешь, что как-то почувствовала, что сверху свет блеснул, что от слов молитвы Иисусовой блеск бывает, и прочее. Ничему этому не верь; все это мечтательность, которую должно отвергать. Во всех твоих искушениях старайся удерживать молитву. Если не можешь произносить полную, то есть всех слов молитвы Иисусовой, то можешь повторять: "Иисусе, Иисусе", это не возбраняется, и святыми отцами не отвержено. "Именем Иисуса бей ратники", — говорит Лествичник. Велика сила этого имени.

246. НЕ ВЕРЬ ТОМУ, ЧТО СТЯЖАЛА НЕЧТО ДУХОВНОЕ. НЕ ВЕРЬ ЧУВСТВЕННЫМ ВИДЕНИЯМ

Потребно нам иметь более всего смирение искреннее пред Богом и пред всеми людьми; и более бояться и остерегаться самомнения и тщеславия, и самого тонкого, что мы стяжали нечто духовное. Особенно бойся верить внешнему и внутреннему свету и искусительным блистаниям. Малейшее в нас сомнение показывает уже, что это с противной стороны. А другие признаки, погрубее, явно уже доказывают, что это не вино духовное, а уксус вражий, который вскоре после показывает свое действие в различных страстях.

247. МОЛИТВА КАЖДОГО ДОЛЖНА БЫТЬ СООБРАЗНА С ЕГО МЕРОЮ

...Пишешь, что молилась псаломскими словами: Искуси мя, Господи, и испытай мя... (Пс. 25: 27), и после этого испытала сильное нападение вражие. Вперед так не молись; эти слова Давидовы к тебе нейдут. Молитва каждого должна быть сообразна с его мерою; должна быть смиренна и разумна. А ты сама не понимала о чем молишься; просила Господа испытать тебя, а когда после необдуманной твоей молитвы Господь попустил испытание, то и оказалось, что ты ни к чему негодна еще, и немощна.