«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Пишешь, что, потеряв молитву сердечную, ты осталась точно обезоружена. Я тебе уже писал, что во всех твоих искушениях, и во всех необыкновенных действиях, бывающих с тобою, ты не должна оставлять молитвы. Не можешь молиться сердечною молитвою, молись умом, или устами; как бы ни молиться, не оставляй только молитвы. При пострижении говорится постригаемому, что он должен всегда имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во устех своих имети. Заметь, не только в сердце, но и в уме, в мыслях и в устах. А в тебе заметна неуместная настойчивость на своем, чтобы непременно была у тебя сердечная молитва, и когда ее нет, то и вовсе остаешься без молитвы. Пишешь, что когда с трудом старалась найти место сердечное, то стало тебя бороть осуждение ближних. Это и показывает, что молитва твоя еще неправильная, потому что плод истинной молитвы — смирение и любовь к ближнему. Пишешь, что враг шепчет тебе, что ты лучше всех... Подобные внушения от него, к нему и относи: самые же дела показывают, насколько ты хороша...

В заключение скажу, что во искушении, особенно когда бываешь наедине, всего полезнее тебе молиться устного молитвою, как заповедует и святой апостол: выну приносяще хвалу Богу сиречь плод устен исповедающих Господеви.

248. ДИАВОЛ СКЛОНЯЕТ НАС КО ГРЕХУ БЛАГОВИДНЫМИ ВНУШЕНИЯМИ

...Пишешь о кончине вашей матери, и тут же пишешь, что тебя помысл все влечет вон. Разве хочешь, подобно ей, умереть где-нибудь на дороге? Говорят, что на нее напали разбойники. Но святой Варсонофий Великий говорит, что чувственные разбойники суть рабы разбойников мысленных. Нападение первых показывает, что человек окраден вторыми. А мысленными разбойниками окрадается тот, кто принимает злые внушения, смешивая с ними свою волю; внушения этих мысленных татей всегда безпорядочны и несообразны с делом, по слову Евангелия, что не входяй дверьми во двор, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник... Тать не приходит, разве да украдет, и убиет, и погубит. Святой авва Дорофей, объясняя козни диавола, пишет: "Он не столько неискусен в делании зла, и знает, что человек не хочет согрешить, и потому не внушает ему какие-либо явные грехи, и не говорит ему: "Иди, сотвори блуд", или: "Пойди, укради"; но находит в нас одно мнимо благое пожелание, или одно самооправдание, и тем, под видом доброго, вредит". Так он благовидными внушениями извлек матушку из обители, и тебя смущает тем же образом, и вообще путает тебя пожеланиями своей воли.

Описываешь в своем письме, как помысл понуждал тебя молиться, чтобы Господь ввел ум твой в сердце. Но ни у кого из святых отцов не видим, чтобы кто-либо из них молился подобною молитвою. Полезнее молиться со смирением, так: "Господи! якоже веси, помилуй мя! Имиже веси судьбами устрой о мне полезное!" Нам заповедано Господом молиться: "Отче наш! Да будет воля Твоя". Но нигде не сказано, чтобы можно было молиться так: "Да будет воля наша!" А у тебя во всем, даже в молитве, проглядывает, что хочешь непременно чтобы было по-твоему, или по внушению вражию. Господь да сохранит нас от всякого зла и особенно от прелести вражией, которой явный признак — безпорядочное смущение и внушение самомнения и вслед за тем — студные помыслы, или пожелания мирские, или чувство гнева и раздражительности.

249. ОЩУТИЛА БЛАГОУХАНИЕ ОТ ИКОНЫ: ВИДЕЛА ОТ НЕЕ ОГНЕННОЕ ПЛАМЯ. ОСТАВЛЯЙ ТАКИЕ ВЕЩИ БЕЗ ЗНАЧЕНИЯ

...Пишешь, что испытала опять вражескую брань, и когда приложилась к храмовой иконе Божией Матери, то ощутила от нее благоухание; а в прежнее время однажды почувствовала, как огненное пламя вышло от этой иконы. По совету преподобного Марка Подвижника должно такие вещи оставлять без значения, не доверяя им, потому что, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, они бывают тоже и от прелести вражией. Притом ты слышала слово, что Царица Небесная избавляет тебя от хульных помыслов, а потом все-таки на тебя напали такие же помыслы. Будь осторожна и не соглашайся ни с какими внушениями — мнимо благими.

250. БЕСОВСКАЯ ПРАВДА ВРЕДНЕЕ ЛЖИ, ИБО ВНУШАЕТСЯ С КОВАРСТВОМ, ДЛЯ СМУЩЕНИЯ ХРИСТИАНИНА

Хотя враг, по-видимому, и правду говорит тебе, что я ничего опытом не прошел, а объясняю вещи только по тому, как читал в духовных книгах, но эту мнимую бесовскую правду нужно тебе отвергать, во-первых, потому, что Сам Господь заповедует нам испытывать Писание, глаголя во Евангелии (Ин. 5: 39) Испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный. И преподобный Нил Сорский советует не делать ничего такого, на что не находим свидетельства в Священном Писании, ни в писаниях святоотеческих, хотя бы нам это казалось и очень полезным. Во-вторых, должно бесовское правдоподобие отвергать потому, что бесовская, по-видимому, правда вреднее самой лжи, как и самое хорошее питье, растворенное ядом, вреднее испорченной воды. Бес, как бы что ни внушал правдоподобного, внушает это с коварством, чтобы смутить и спутать человека-христианина; и бесовское правдоподобное внушение растворено всегда ядом злобы и зависти. По этой причине и апостол Павел отверг, по-видимому, справедливые слова пытливого духа, как означено это в Деяниях святых апостолов (Деян. 16: 16). В-третьих, должно отвергать бесовские внушения касательно духовного отношения и потому, что ничем вражии помыслы так не угашаются, как исповеданием оных духовному отцу. А что худшие исправляют иногда лучших себя, этому видим пример в Прологе, как обыкновенный диакон исправлял в ошибках по неведению такого святого пресвитера, которому в служении видимо предстоял Ангел Божий, чистоты ради его. Правду сказать, что мне не следовало бы учить лучших себя ради непотребства моего духовного; но мне жаль тебя, когда вижу, что враг тебе очень досаждает своими злыми кознями; и этой жалостью побеждаюсь и убеждаюсь объяснить тебе такие вещи, которые выше меня.

Ты пишешь, что не можешь равнодушно смотреть на матушку игумению, и потому удаляешься всячески, чтобы не являться ей на глаза. Это нехорошо и неполезно тебе; лучше с усердием и с верою помолиться Господу Богу о ней, как умеешь; тогда, может быть, и изменит в ней Господь неправое понятие о тебе, если это нужно будет, потому что, по слову апостола, вси хотящии благочестно жити гонимы будут.

Наконец, пишешь, что гордость и самонадеянность иногда очень безпокоят тебя. Оберегайся этих злых страстей. Из примера святого царя пророка Давида видно, что гордость и самонадеянность вреднее прелюбодейства и убийства. Последние привели пророка к смирению и покаянию, первые довели его до падения, как объясняет он в одном псалме, говоря: рех, не подвижуся во век. По падении же своем совсем иное говорил: Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей (Пс. 21: 7).

Прочитай в 1-й книге Петра Дамаскина главу: "О еже како стяжати кому истинную веру".

251. ЛУКАВЫЕ ПОМЫСЛЫ ДОЛЖНО ПРИПИСЫВАТЬ НЕ СЕБЕ

Я тебе указывал прочитать в 3-й части "Добротолюбия" (1-я книга) святого Петра Дамаскина главу: "О еже како может кто стяжати истинную веру". Там сказано о лукавых: "никто может разумети ниже глаголати что о них или обрести, точию изобретатель злобы диавол". И ниже: "аще помысл изнемогши и попустит мало, да не страшится, ниже отчаевается, ниже да приписует своей душе глаголемая от злоначальника"... Прочти еще раз со вниманием всю главу, и будь покойна... Что я тебе писал в последнем письме, этого нельзя было не сказать тебе, для утверждения твоего на будущее время, и чтобы ты разумевала козни вражии; но смущаться и тревожиться не следует, а понимать злобу вражию, и ей, а не себе, приписывать вражеские помыслы. Повторяю: будь покойна.