«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

...С девушкой, о которой спрашиваешь меня, можешь сперва поговорить в церкви, после службы; если, расспросив ее, увидишь, что она живет по Бозе и по совести, и основательная девушка, то можешь принять ее и в келье, что бы ни было. Если же увидишь в ней неосновательность, то не следует ее принимать.

262. ДЕВУШКЕ ДАВАЙ СВЯТООТЕЧЕСКИЕ КНИГИ И ИЗБЕГАЙ СПОРОВ

...Девушке, о которой спрашиваешь, лучше всего можешь читать отеческие книги, а поменьше толковать. Сперва можно дать ей авву Дорофея, а потом Марка Подвижника. Принимать же можешь с условием, только не говори, что если будет тебя слушать. А говори так: "Если хочешь принимать отеческое учение, то можешь приходить", а если учения святых отцов не хочет принимать и если будет продолжать спорить, то чтобы не приходила, потому что такие пустые споры и у тебя отнимают понапрасну время, и тебя расстраивают, и ей самой безполезны...

Еще о ходящей к тебе девице. В обращении с нею держись опытного святоотеческого совета: утопающему не давай руки, а подавай только жезл; если в силах будешь извлечь его из глубины, то хорошо; если же сил твоих недостанет, то оставь в его руках жезл твой, а себя сохраняй от потопления. Разумей глаголемое. Если ты от беседы с нею расстраиваешься, то как можно удаляйся, всячески воздерживаясь от беседы спорливой. Кто не хочет слушать слов Священного Писания, того спорами не убедишь, а лишь себе повредишь и расстроишь. Апостол говорит (1 Кор. 11: 16): Аще кто хощет спорлив быти, мы таковаго обычая не имамы, ниже Церкви Божия. Мир тебе.

263. ОТ СПОРЛИВОГО ХАРАКТЕРА ТОЛКУ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НЕ ЖДИ

...Когда ты меня спрашивала об известной девице, то о матери ее не написала мне ни слова, что тоже просится к тебе, между тем, если бы прежде написала мне то, что пишешь теперь, то дело было бы яснее. Впрочем, и не зная еще всех обстоятельств, я тебе писал, чтобы с этою девицею поговорить сперва в церкви, чтобы узнать ее; и весь смысл моих писем более клонился к тому, чтобы ее в келье не принимать. Теперь же, так как обнаружилась путаница от матери, оказывается, что тебе не следует принимать к себе ни матери, ни дочери; если же мать будет наговаривать на тебя матушке игумении, то нужно тебе это потерпеть: пусть будет, что будет, и что Бог даст. Пишешь, что тебе жаль самую девицу, потому что она "жаждет спасения"; но со спорливым характером едва ли можно ожидать, чтобы был толк. В духовной жизни нет ничего хуже и вреднее спорливости. На время она иногда и притаивается, а после опять обнаруживается в прежней силе; а если дело затянется, то после труднее бывает развязаться. Пусть эта девица читает авву Дорофея; и если желает, то, как учит этот преподобный и богоносный отец, того пусть и держится.

264. В ОПТИНУ ДЕВИЦЕ МОЖНО ПРИЕХАТЬ, А В СВОЮ КЕЛЬЮ НЕ ПОМЕЩАЙ

...Известная девица, если пожелает, может быть у нас в Оптине. А касательно ее желания поступить в монастырь с тем, чтобы ты взяла ее к себе в келью, то ты сама знаешь, что ей негде поместиться у тебя; и если тебе принять ее к себе, то твоя жизнь должна расстроиться.

265. ИСКУШЕНИЯ ВРАГА - НЕ ОТ ТАЙНЫХ ЛИ И НЕВИДИМЫХ ГРЕХОВ? СО СМИРЕНИЕМ МОЛИСЬ ОБ ОЧИЩЕНИИ ОТ НИХ

Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения.

И ты, разумея хитрость вражию, и вместе пагубу и вред сих страстей, то есть гордости и возношения, старайся смиряться пред Богом и людьми, и с самоукорением исповедуй немощь свою Господу, — да подаст тебе всесильную помощь Свою и избавление. Рек бо Сам Господь: без Мене не можете творити ничесоже. И через пророка глаголет: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. И святой Лествичник от лица страстей, то есть гордости и возношения, говорит: "аще человек выну будет укорять себя искренно и чистосердечно перед лицем Божиим, то презрит нас, яко паутину".

Нет ли, или не кроются ли в душе твоей какие-либо затаенные немощи, ради которых враги доселе крепятся и надоедают тебе до изнеможения? Если и не можешь ничего такого отыскать, то все-таки молись со смирением Богу псаломскими словами: грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя, и от чуждых пощади рабу Твою. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа — смирение, самоукорение и терпение, разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской. Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого.

266. ПРИ МОЛИТВЕ ДОЛЖНО БЫТЬ И СМИРЕНИЕ

...Враг сильно нападает на вас. Это оттого, видно, что обе вы помолиться любите, а смирения, потребного для сего, должно быть, не стяжали. И выходит, что молитвой вы врага только раздразнили; а не имея нужного смирения, не имеете против него потребного оружия. Преподобный Филофей Синайский, в 13-й главе, говорит: "Многое смирение нам потребно предлежащим к хранению ума о Господе, первее пред Богом и перед людьми... понеже к гордым бесом брань имамы". И преподобный Исихий пресвитер, в 20-й главе, говорит, что подвизающемуся во всякое мгновение времени подобает имети при молитве внимание и смирение: яко с гордыми бесами противными имеет он брань, да помощь Христову в руце сердца имать, зане Господь гордых ненавидит. Прочтите сами указанные две главы во 2-й части "Добротолюбия". Прежде всего рассмотрите свое сердце — не таится ли в душе мысль и мнение, что хоть немножко, да лучше других живете. Такая мысль явно обнаруживает в нас горделивое самомнение, за которое, по слову святого Исаака Сирина, и попускается блудная брань, и мучительство от бесов с этой бранью. Преподобный Марк Подвижник, в "Слове о посте и смирении", говорит: "Если бы мы старались о смиренномудрии, то не было бы нужды в наказании нас; ибо все злое и скорбное, случающееся с нами, приключается нам за возношение наше. Если на апостола, чтобы он не превозносился, попущен был ангел сатанин, да пакости ему деет, тем более на нас, когда превознесемся, сам сатана попущен будет попирать нас, пока мы не смиримся".