«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Матери и сестры, умудряйтесь во спасении общими силами, особенно помните, что гнев правды Божией не соДелывает.

267. ОБЪЯСНЯЕТ АПОСТОЛЬСКИЕ СЛОВА: ЯКОЖЕ ЧАДА СВЕТА ХОДИТЕ

Всем нам полезно помнить апостольское слово (Еф. 5: 8): якоже чада света ходите; плод бо духовный есть во всякой благостыни и правде и истине. И то же самое слово, в другом месте, апостол повторяет с другой стороны (Еф. 6: 14): Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира. Под словом "истина" должно разуметь заповедь о любви к Богу; возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем помышлением твоим, и от всея крепости твоея. Под словом "правда" разумеется заповедь о любви к ближнему: возлюбиши ближняго своего яко сам себя (см. Мф. 22: 37-39). А так как эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то апостол и заповедует нам облещися "в броня правды", то есть не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за творящих напасть и изгонящии ны. Словами же "плод благостыни" и "благовествование мира" означается доброта, простота в отношении к ближнему, и всякая благожелательность и дружелюбие, по сказанному: мир имейте и святыню со всеми. Взыщи мира и пожени и. Или, как поет ныне Церковь: "Простим вся Воскресением".

268. ПРИ ИСКУШЕНИИ ОТ ДИАВОЛА ПРИБЕГАЙ К ТВЕРДЫНЕ СМИРЕНИЯ

Еще пишешь, что гул продолжается. Что делать?.. Надо терпеть. Святой Иоанн Лествичник пишет, что даже и смиренные люди слышат топоты душевных татей, но ни единым из них искушены быть не могут, потому что ум их, заключив себя в ковчеге смирения, от душетатцев не кра-дом пребывает. Прибегай и ты в сем искушении к твердыне смирения, которая для хищников неприступна. Мир тебе.

269. СТРАХУ ВРАЖИЮ НЕ ПОДДАВАЙСЯ

Пишешь о своих заботах, и страхах, и предположениях относительно будущего... Положись на волю Божию, тверди себе, что будет то, что Богу угодно будет, и что всеблагий Господь Божественным Своим Промыслом всячески устрояет о нас благое, полезное и спасительное. Страху же вражию старайся не поддаваться; а когда усилятся тревожные помыслы, отвечай им так: "С нами Бог", и прочее. "Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: яко с нами Бог. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь: яко с нами Бог. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог. Страха же вашего не убоимся ниже смутимся: яко с нами Бог... Господа же Бога нашего, Того освятим, и Той будет нам в страх: яко с нами Бог... И аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение: яко с нами Бог. И уповая буду на Него, и спасуся Им: яко с нами Бог" (см. Ис. 8: 9-17).

270. ГРЕШНО ГОВОРИТЬ, ЧТО ОТРАДЫ НЕ БУДЕТ НИ В СЕЙ ЖИЗНИ, НИ В БУДУЩЕЙ

...Пишешь о расстроенном положении N-..ны. Что делать?.. Она неправа тем, что слишком заботится о внешнем. Но когда человек находится в искушении, надо потерпеть ему, как и самой тебе внушает благой помысл. Сама видишь, что лучше бы было, любви ради, прервать дремоту и выслушать N, потому что любовь не только выше нашего покоя, но и самой молитвы; за что и наказана была вскоре стужением бесовским. Пишешь, что, верно, ни в этой, ни в будущей жизни не найдем отрады и милости... Так думать и так говорить нехорошо, особенно тебе, испытавшей на себе много явной милости от Господа. Кто не имеет отрады здесь и переносит это терпеливо, тот вполне может надеяться, что там, то есть в будущей жизни, получит отраду, великую и несказанную. Мужайся и крепись, и уповай на помощь и милость Божию.

Передавай N... приветствие о Господе и благожелание — не заботиться паче меры о потребностях внешних, а искать прежде Царствия Божия, а сия вся приложатся нам, по неложному обещанию Самого Господа. Мир вам!

271. О СТРАХЕ ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ И О ЧАСТОМ ПРИЧАЩЕНИИ СВЯТЫХ ТАИН

Пишешь, что ты боишься внезапной смерти. Надейся на Бога, что сохранит тебя от сего. Еще пишешь, что желала бы чаще приобщаться Святых Таин, но этого у вас не дозволят. Можешь делать так: когда сделаешься нездорова, можешь выставить причиной болезнь свою и просить, чтобы тебя приобщили в келье. Мир тебе, и духови твоему.

272. О ПОМЫСЛЕ ИМЕТЬ СВОЮ КЕЛЬЮ

...Касательно кельи: "иметь оную или не иметь"... тревожащие тебя помыслы об этом считай лютым искушением вражеским, чтобы смущать тебя и отвлекать от настоящего дела. Будет воля Божия, и полезно будет иметь тебе свою келью, силен Господь устроить это, а не полезного добиваться не следует. Всеведущий Бог лучше нашего знает, что нам полезно, полезное и устрояет. Мы же, со своей стороны, должны твердо помнить апостольское слово: любящим Бога вся поспешествуют во благое. И стараться во всяком положении и месте, и при всяких обстоятельствах, держаться благого, и, прежде всего, благой надежды, веруя слову Лествичника, что иногда Бог и противными благодетельствует человеку. Сказано в псалмах: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118: 165). Поэтому если нас что-нибудь смущает или блазнит, то должны мы упрекать себя в недостатке любления закона Божия, и смиряться, и просить помилования и помощи от Господа. Мир тебе, и молись о мне, грешном.