«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

270. ГРЕШНО ГОВОРИТЬ, ЧТО ОТРАДЫ НЕ БУДЕТ НИ В СЕЙ ЖИЗНИ, НИ В БУДУЩЕЙ

...Пишешь о расстроенном положении N-..ны. Что делать?.. Она неправа тем, что слишком заботится о внешнем. Но когда человек находится в искушении, надо потерпеть ему, как и самой тебе внушает благой помысл. Сама видишь, что лучше бы было, любви ради, прервать дремоту и выслушать N, потому что любовь не только выше нашего покоя, но и самой молитвы; за что и наказана была вскоре стужением бесовским. Пишешь, что, верно, ни в этой, ни в будущей жизни не найдем отрады и милости... Так думать и так говорить нехорошо, особенно тебе, испытавшей на себе много явной милости от Господа. Кто не имеет отрады здесь и переносит это терпеливо, тот вполне может надеяться, что там, то есть в будущей жизни, получит отраду, великую и несказанную. Мужайся и крепись, и уповай на помощь и милость Божию.

Передавай N... приветствие о Господе и благожелание — не заботиться паче меры о потребностях внешних, а искать прежде Царствия Божия, а сия вся приложатся нам, по неложному обещанию Самого Господа. Мир вам!

271. О СТРАХЕ ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ И О ЧАСТОМ ПРИЧАЩЕНИИ СВЯТЫХ ТАИН

Пишешь, что ты боишься внезапной смерти. Надейся на Бога, что сохранит тебя от сего. Еще пишешь, что желала бы чаще приобщаться Святых Таин, но этого у вас не дозволят. Можешь делать так: когда сделаешься нездорова, можешь выставить причиной болезнь свою и просить, чтобы тебя приобщили в келье. Мир тебе, и духови твоему.

272. О ПОМЫСЛЕ ИМЕТЬ СВОЮ КЕЛЬЮ

...Касательно кельи: "иметь оную или не иметь"... тревожащие тебя помыслы об этом считай лютым искушением вражеским, чтобы смущать тебя и отвлекать от настоящего дела. Будет воля Божия, и полезно будет иметь тебе свою келью, силен Господь устроить это, а не полезного добиваться не следует. Всеведущий Бог лучше нашего знает, что нам полезно, полезное и устрояет. Мы же, со своей стороны, должны твердо помнить апостольское слово: любящим Бога вся поспешествуют во благое. И стараться во всяком положении и месте, и при всяких обстоятельствах, держаться благого, и, прежде всего, благой надежды, веруя слову Лествичника, что иногда Бог и противными благодетельствует человеку. Сказано в псалмах: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118: 165). Поэтому если нас что-нибудь смущает или блазнит, то должны мы упрекать себя в недостатке любления закона Божия, и смиряться, и просить помилования и помощи от Господа. Мир тебе, и молись о мне, грешном.

273. НЕЛЬЗЯ ВОДИТЬСЯ ОДНИМ ЖЕЛАНИЕМ, БЕЗ РАССУЖДЕНИЯ

...Искусители и предводитель их навел было на тебя великое искушение, и это явствует из того, что и далеко сущие родные твои подвиглись утешать тебя и успокаивать. Впредь паче всего остерегайся малодушествовать и не спеши, а будь осмотрительна, как недавно сделала ошибку. Не приискав удобной кельи, объявила всем, что переходишь. Недаром сказано в "Отечнике", что рассуждение — выше всех добродетелей, а ты водишься одним желанием, без рассуждения, не рассматривая вперед, удобно ли будет исполнение этого желания, и забывая Евангельское слово Самого Господа, глаголющего (Мф. 16: 24): аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет. Крест означает скорби и неудобства настоящей жизни. Мир тебе! Умудряйся во спасение. Несть бо наша брань к крови и плоти, но ко властем тьмы! Но тьма тьмою и останется. А мы да взираем ко свету.

274. О ДУХОВНОМ СТРАННИЧЕСТВЕ. ВРАГ СМУЩАЕТ ПОПЕЧЕНИЕМ О СОБСТВЕННОЙ КЕЛЬЕ

Пишешь, что ты во вражеском искушении утвердилась на мысли странствовать. Но утверждение это не твердо. Странствовать тебе не по силам — по твоему слабому здоровью и по званию твоему, оно тебе неприлично, и несообразно, и даже неудобно и неисполнимо. И, кроме того, странничество духовное не в том состоит, чтобы странствовать по свету, а в том, чтобы, живя на одном месте, проводить странническую жизнь, не имея собственного угла, как Сам Господь свидетельствует о Своем странствии, глаголя: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда; Сын же Человеческий не имать где главы подклонити (Мф. 8: 20).

Предводитель душевных врагов наших искушает тебя, и смущает, и путает попечением о приобретении собственной кельи. Но ведь на все нужно ожидать воли Божией; равно и относительно кельи нужно положиться на волю Божию: благоволит Господь иметь нам свою келью — добро и благо; не благоволит — нужно потерпеть и покориться всесвятой Его воле. Всеблагий Промысл Божий всегда устрояет о нас то, что для нас полезнее. Мы же, по неведению, часто стремимся к противному. Убийца искони грозил убийством, но, сказано, что не у прииде час сей. Един Господь ведает как попустится ему устроить это злодейство, или совсем не попустится. Мученики, предаваясь воле Божией, одни умирали мученической кончиной, а другие, по воле Божией, просто умирали в темнице. Предадимся и мы воле Божией и всеблагому Промыслу Господа, да устроит о нас благое и спасительное, якоже весть, и якоже будет Ему благоугодно.

275. СМЕРТНЫЙ ИСХОД СЛАСТОЛЮБИВОГО ЧЕЛОВЕКА ТЯЖЕК, А ТРУДОЛЮБИВОГО ЛЕГОК

Скорбишь о преждевременной смерти племянника и о тяжко страдальческой кончине сестры твоей. Пишешь, что у тебя не выходят из памяти тяжкие предсмертные страдания сестры, которая, по твоему мнению, жила в миру хорошо. На это представлю тебе пример, думаю, и тебе самой известный. Один палестинский монах, возвращаясь из Иерусалима, видел славное погребение одного градоначальника; а придя в свою келью, нашел святого своего старца растерзанным львом...