«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

273. НЕЛЬЗЯ ВОДИТЬСЯ ОДНИМ ЖЕЛАНИЕМ, БЕЗ РАССУЖДЕНИЯ

...Искусители и предводитель их навел было на тебя великое искушение, и это явствует из того, что и далеко сущие родные твои подвиглись утешать тебя и успокаивать. Впредь паче всего остерегайся малодушествовать и не спеши, а будь осмотрительна, как недавно сделала ошибку. Не приискав удобной кельи, объявила всем, что переходишь. Недаром сказано в "Отечнике", что рассуждение — выше всех добродетелей, а ты водишься одним желанием, без рассуждения, не рассматривая вперед, удобно ли будет исполнение этого желания, и забывая Евангельское слово Самого Господа, глаголющего (Мф. 16: 24): аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет. Крест означает скорби и неудобства настоящей жизни. Мир тебе! Умудряйся во спасение. Несть бо наша брань к крови и плоти, но ко властем тьмы! Но тьма тьмою и останется. А мы да взираем ко свету.

274. О ДУХОВНОМ СТРАННИЧЕСТВЕ. ВРАГ СМУЩАЕТ ПОПЕЧЕНИЕМ О СОБСТВЕННОЙ КЕЛЬЕ

Пишешь, что ты во вражеском искушении утвердилась на мысли странствовать. Но утверждение это не твердо. Странствовать тебе не по силам — по твоему слабому здоровью и по званию твоему, оно тебе неприлично, и несообразно, и даже неудобно и неисполнимо. И, кроме того, странничество духовное не в том состоит, чтобы странствовать по свету, а в том, чтобы, живя на одном месте, проводить странническую жизнь, не имея собственного угла, как Сам Господь свидетельствует о Своем странствии, глаголя: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда; Сын же Человеческий не имать где главы подклонити (Мф. 8: 20).

Предводитель душевных врагов наших искушает тебя, и смущает, и путает попечением о приобретении собственной кельи. Но ведь на все нужно ожидать воли Божией; равно и относительно кельи нужно положиться на волю Божию: благоволит Господь иметь нам свою келью — добро и благо; не благоволит — нужно потерпеть и покориться всесвятой Его воле. Всеблагий Промысл Божий всегда устрояет о нас то, что для нас полезнее. Мы же, по неведению, часто стремимся к противному. Убийца искони грозил убийством, но, сказано, что не у прииде час сей. Един Господь ведает как попустится ему устроить это злодейство, или совсем не попустится. Мученики, предаваясь воле Божией, одни умирали мученической кончиной, а другие, по воле Божией, просто умирали в темнице. Предадимся и мы воле Божией и всеблагому Промыслу Господа, да устроит о нас благое и спасительное, якоже весть, и якоже будет Ему благоугодно.

275. СМЕРТНЫЙ ИСХОД СЛАСТОЛЮБИВОГО ЧЕЛОВЕКА ТЯЖЕК, А ТРУДОЛЮБИВОГО ЛЕГОК

Скорбишь о преждевременной смерти племянника и о тяжко страдальческой кончине сестры твоей. Пишешь, что у тебя не выходят из памяти тяжкие предсмертные страдания сестры, которая, по твоему мнению, жила в миру хорошо. На это представлю тебе пример, думаю, и тебе самой известный. Один палестинский монах, возвращаясь из Иерусалима, видел славное погребение одного градоначальника; а придя в свою келью, нашел святого своего старца растерзанным львом...

И преподобный Марк Подвижник пишет, что если человек склонен к отрадной жизни, то исход его бывает не легкий, а тяжкий, по причине приклончивости к сластолюбивой жизни, как сказано в 20-й главе о законе духовном: сластолюбивое сердце — темницею и узами бывает душе во время исхода; трудолюбивое же сердце дверь есть отверстая. Как бы ни получить милость Божию — трудно ли, легко ли, лишь бы получить, а легко получают лишь одни смиренные, как свидетельствует о сем Сам Господь в Святом Евангелии, глаголя (Мф. 11: 29-30): научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть.

Покойный наш старец, отец Макарий, недавно явившись во сне своей ученице, томимой недоумением, сказал: "Терпи, борись и понуждайся идти тесным путем". Слово краткое, но многознаменательное и для всех нас необходимое до конца жизни нашей. Исполняя это, молись за себя, и за меня, грешного. Мир тебе.

276. ВРАГ СТАРАЕТСЯ НАНЕСТИ ПОДВИЖНИКАМ, ХОТЯ БЫ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ, КАКУЮ-НИБУДЬ ГРЕХОВНУЮ РАНУ, ДАБЫ ВОСПРЕПЯТСТВОВАТЬ ИМ В ПЕРЕХОДЕ В БУДУЩУЮ ЖИЗНЬ

Недавно, среди недосуга, раскрыл я толкование псалмов Василия Великого и открылось место: Боже, Боже мой... спаси мя... от гонящих мя, и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу (Пс. 7: 2-3). Святой Василий Великий пишет, что слова эти относятся к подвижникам, которых всячески враг искушает, особенно перед смертью, чтобы нанести им какую-либо рану, или хоть положить какое-либо пятно, чтобы при исходе их иметь свое знамение к удержанию и препятствию в переходе в будущую блаженную жизнь.

Полезно нам молиться сими псаломскими словами: Боже, Боже мой, спаси от гонящих мя, и избави мя.

277. СОВЕТ УТРАТИВШЕЙ ТЕПЛОТУ И УТЕШЕНИЕ МОЛИТВЫ И ОБУРЕВАЕМОЙ СТУДНЫМИ ПОМЫСЛАМИ

Письмо твое я получил. Пишешь, что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения, какое было прежде, и теплоты не ощущается. К молитве понуждай себя по-прежнему, не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденной в помыслах, но опять же, с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу, и в смирении духа и упования на Его милость продолжай обычные молитвы домашние и церковные, предавая всего себя воле Божией. Береги совесть свою и очи; имей страх Божий; чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде, и о том, что если теперь не управишь себя в Богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Против блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне; старайся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого. Смирение в том и состоит, чтобы никого не осуждать и не укорять и иметь одежду и обстановку в келье простую. Испрашивая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.