«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

283. СНАМ НЕ ВЕРЬ. ЖАЛОСТЬ И УСЕРДИЕ НЕ БЫВАЮТ БЕЗ ТЯГОТЫ И СКОРБИ

После праздника получил от тебя два письма. Посылаю тебе на твои нужды десять рублей. Сукно можешь употребить по усмотрению; а поминай только, на чтении Псалтири и в келейных и церковных молитвах, Иоанна и Софию со чады. От их усердия тебе посылаются деньги. Если будет усердие, можешь прилагать и имена детей их: девиц Н., О., отроков И., Дм., М., младенцев С, Ек., Н. А главное, поминай родителей их, насколько достает расположения душевного к тому. Сну своему не верь; это явное искушение от врага, так как выставляет тебя паче всех иных. Также не верь тому, что будто ты загребла обеими руками. Мало ли чего можно загребать руками. Касательно же непонятного искушения скажу тебе, что оно попустилось за то, что, по усердию своему, ты приняла участие в сестре Анне; за это и должна понести тяготу ее искушения. Много бы нашлось людей изъявлять жалость и усердие даром. Но так как приходится через такое усердие нести и тяготу, и скорбь, и искушение, то не у многих продолжается такое усердие. Для избавления молись так: "Господи! за молитвы сродника ... преподобного Иоанникия, помози мне, окаянной".

Сестрам К... и Е... можешь отвечать: так как теперь в обители нашей обстоятельства мудреные, а вы малодушны и непостоянны, и ходите во многие кельи, то и не могу я принимать в вас близкого участия, чтобы самой на себя не навлечь скорби и неприятности. Когда М.Н. приедет, то можешь поискать себе и другую келью, более удобную. Вперед знай да ведай, как являть жалость, и к кому.

284. ЛУЧШЕ ГРЕШНИК КАЮЩИЙСЯ, ЧЕМ ПРАВЕДНИК ВОЗНОСЯЩИЙСЯ

Пишешь, что лучше не грешить, чем каяться. Не грешить хорошо, а согрешившему похвально покаяться. Если удержишься на первом — хорошо; а не удержавшись, другого средства нет умилостивить Бога, как покаяться. А что ты объяснила, в этом и запинаться не следовало бы, — и запинание твое указывает на ложный стыд. Еще скажу: Богу приятнее грешник кающийся, чем человек не согрешивший, но превозносящийся. Лучше согрешив покаяться, нежели, не согрешая, гордиться этим. Фарисей удержался от греха, но за возношение и осуждение мытаря лишился пред Богом своей праведности, а мытарь, и много согрешивший, через смиренное сознание и понесение укоризны от фарисея, получил не только прощение грехов, но и восхитил оправдание фарисея. Иди и ты путем мытарева смирения; это путь самый безопасный.

285. ЕСЛИ НАШЕ ПРОШЕНИЕ К БОГУ НЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО В ЕВАНГЕЛИИ НЕ ВСЕ ВЕРНО СКАЗАНО; НА ЭТО ЕСТЬ СВОИ ПРИЧИНЫ

Меня очень огорчило твое самосмыслие безрассудное касательно Евангелия, что будто бы в Евангельском учении могло быть что-нибудь сказано и не так. Причину выставляешь, что твое желание и прошение давнишнее не исполняется, вопреки будто бы сказанному в Евангелии (Мф. 7: 7): Просите, и дастся вам. Поэтому дура ты из дур, а безрассудное твое мнение есть не что иное, как прелесть из прелестей вражиих, началом которой была твоя же горделивость, которая хотя и прикрывалась до времени личиной внешнего смирения, но, наконец, показала великий свой рожон. Подумай сама, как велика гордость: если прошение наше не исполняется, то выходит, что в Евангельском учении, может быть, что-нибудь не так. Это меня тем более огорчает, что, помнится мне, я уже писал тебе о сем слово святого Лествичника, степень 26-я, отделение 60-е, где он говорит: "Все, чего-либо у Бога просящие и не приемлющие, конечно, по которой-нибудь из сих причин того не получают: или что прежде времени просят, или не по достоинству и с тщеславием; или потому, что, получив просимое, возгордились бы, или потому, что, по исполнении их желания, впали бы в нерадение".

И святой Исаак Сирин, в слове 33-м, говорит: "Не всяко желание добро, от Бога впадает в сердце, но одно пользующее (то есть только действительно полезное). Овогда бо желает человек блага, и не помогает ему Бог; впадает бо и от диавола подобное некое желание сему; и то непщуется быти в помощь (но ошибочно), и множицею несть веры его, и сам диавол вред ему ухищряет, и понуждает человека взыскать сего, не у еще достигша жительства того, или чужде есть образа его, или паки не есть время, в не мощно ести сие исполнити, или подвигнути, или несть доволен вещию, или разумом, или телом, или время не подает нам руки, и всяким образом аки личиною онаго благаго, или смущает его, или вредит в тело его, или скрывает сеть во уме его". После всего скажу: смирись, оставь безумие свое, — и за грех этот в продолжение 40 дней клади по 15 поклонов с молитвою: "Господи, прости безумие и прегрешение мое"!

286. ГОРДЫМ БОГ ПРОТИВИТСЯ, СМИРЕННЫМ ЖЕ ДАЕТ БЛАГОДАТЬ

Просишь скоро уведомить тебя, дадут ли что-нибудь на уплату долга вашего за келью обещанные благодетели, а иначе вы с сестрой должны уступить кому-нибудь половину кельи и принять товарку. Отвещаваем на сие: были и есть такие благодетели, которые могут уплатить до полутораста рублей, о чем я уже извещал тебя в одном письме, говоря так: если можете с сестрою пешком прийти к нам, то получите больше, а если на лошадке (или на двух) приедете с сестрою, или с кем-нибудь, то получите меньше, потому что из тех же денег нужно заплатить и за извоз. Но ты на письмо мое отвечала горделиво, что пешком прийти не можешь, потому что слаба, и более ничего не писала. Советую тебе осмотреться и посмотреть на себя со всех сторон со светильником Евангельского учения, а то в тебе проглядывает немалая горделивость. Сама же ты должна знать, что гордым Бог противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4: 6). Тебе мать игумения запрещает подавать советы сестрам, в каких бы то ни было случаях; а ты об этом запрещении рассуждаешь с горделивым негодованием. Лучше смирись и покорись в простоте сердца запрещению матери игумении, так как сказано: несть... власть аще не от Бога... противляяйся власти Божию повелению противляется (Рим. 13: 1). Напомню тебе и то, что ты за ревность твою неблаговременную и неуместную довольно наказалась, и потому нужно смиряться и покоряться воле Божией, выражающейся устами начальствующих. Повторю: смиряйся, и тогда можешь получить означенные деньги через почту, или лично, в конце августа, если рассудишь пожаловать к нам.

287. ПЕРЕШЕДШИЕ В ДРУГОЙ МОНАСТЫРЬ ВСЕГДА ИСПЫТЫВАЮТ ТОСКУ

Живя в тамошнем монастыре, не удивляйся тому, что иногда тоска отягчает душу твою. Все, переходящие в другой монастырь, это чувствуют, куда бы они не перешли.

Особенно остерегайся ропота, на кого бы то ни было. Ропот хуже и вреднее всего. Полезнее и покойнее винить во всем и за все себя, а не других. Особенно же должно остерегаться ропота на Промысл Божий, чрез Матерь Божию все благое и душеполезное нам устрояющий. Только мы, человеки, по малодушию своему, часто безумно мятемся и безрассудно скорбим за устрояемую нам пользу душевную.

288. ВРАГ БОЛЕЕ ВСЕГО ВОЗСТАЕТ ПРОТИВ МОЛИТВЫ. КАЧЕСТВО МОЛИТВЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕЕ КОНЦОМ