«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Повторяю, понудь себя к смирению и терпению перед начальницей, сознавая вины свои, а если безвинно, то и еще полезнее потерпеть.

281. ВНЕШНИМИ НЕУДОБСТВАМИ ДУША ОЧИЩАЕТСЯ. ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ УЕДИНЕНИЕ ВРЕДНО

Письмо твое получил, в котором объясняешь свою скорбь касательно неимения своей кельи и касательно неудобств жить в чужих кельях в многолюдстве. С одной стороны, справедливо: так, в такой тесноте, как ты живешь, действительно жить неудобно, но с другой стороны, скорбь твою, до изнеможения душевного, нельзя ни одобрить, ни назвать правою. Если мы желаем наследовать Царствие Того, Который во время земной жизни не имел где главы подклонити, то основательно ли поступаем, малодушествуя до изнеможения касательно внешних неудобств. Тогда как ими-то и через них-то очищается грешная душа наша как в горниле. Хотя я лично тебе говорил, как много ты себя повредила неразсудным желанием, но и теперь замечаю, что ты доселе доверяешься руководству влекущего желания, по-видимому, мнимо благого, но все-таки неразсудного и противоречащего отеческим писаниям, в которых говорится, что желающий уединенной жизни наперед должен обучиться среди людей терпению, смирению, незлобию и долготерпению от поношений и уничижений и от неудобств, и прибавлено, что иначе не бывает. Святой Лествичник говорит, что безмолвие тела есть благочиние чувств внешних, а безмолвие души есть благочиние помыслов. Этому безмолвию и старайся обучаться. Сестрам, где ты живешь, можешь сказать так: если вы желаете, чтобы я у вас жила, то побольше молчите и без крайней надобности не рассказывайте разных россказней, и не делайте неуместных вопросов. Будем лучше помолчаливее жить, внимая каждая своей совести со страхом Божиим. Если же иначе, то я долго не могу у вас пробыть.

К матери-казначее будь почтительна, но при случае говори откровенно, что ты безтолкова и перед начальственными лицами можешь только путаться. Просто откланивайся только. Наконец, пишешь, что ты желаешь молиться и молиться: молись про себя, ища одной только милости и воли Божией, в церкви ли бываешь, вне ли церкви, идешь ли, сидишь ли, лежишь ли, молись: "Господи, помилуй, якоже веси, якоже волиши".

282. ОТ БЛИЖНЕГО ЖИВОТ И СМЕРТЬ

Как тебе быть в теперешней твоей келье, с безграмотной схимницей, со сборщицей, с не имеющей произволения к монашеству, и со слепой, — как тебе держать себя в этом обществе, об этом определенного наставления не могу тебе дать, а смотри сама, и рассуди, и ищи только своей душевной пользы, и заботься о том, чтобы не потерпеть в чем душевного вреда. Умудряйся среди настоящих твоих неудобств. Велят читать что-нибудь, что-нибудь и прочитай, хоть авву Дорофея, только без всяких толкований и поучений.

"Вот что пишет авва Дорофей", — и читай; а от себя ничего не прибавляй. Помни слова, сказанные в старчестве: от ближнего живот и смерть. Про мои же письма публично объявлять нет надобности; можно промолчать, когда можно. А скажу вкратце: умудряйся приобретать жизнь и избегать смерти, живя с теми, с кем живешь, стараясь иметь заповеданное апостолом, то есть благость, милосердие, сострадание и любовь, которая есть исполнение закона; а как?.. — послушай того же апостола (Гал. 6: 2): Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.

283. СНАМ НЕ ВЕРЬ. ЖАЛОСТЬ И УСЕРДИЕ НЕ БЫВАЮТ БЕЗ ТЯГОТЫ И СКОРБИ

После праздника получил от тебя два письма. Посылаю тебе на твои нужды десять рублей. Сукно можешь употребить по усмотрению; а поминай только, на чтении Псалтири и в келейных и церковных молитвах, Иоанна и Софию со чады. От их усердия тебе посылаются деньги. Если будет усердие, можешь прилагать и имена детей их: девиц Н., О., отроков И., Дм., М., младенцев С, Ек., Н. А главное, поминай родителей их, насколько достает расположения душевного к тому. Сну своему не верь; это явное искушение от врага, так как выставляет тебя паче всех иных. Также не верь тому, что будто ты загребла обеими руками. Мало ли чего можно загребать руками. Касательно же непонятного искушения скажу тебе, что оно попустилось за то, что, по усердию своему, ты приняла участие в сестре Анне; за это и должна понести тяготу ее искушения. Много бы нашлось людей изъявлять жалость и усердие даром. Но так как приходится через такое усердие нести и тяготу, и скорбь, и искушение, то не у многих продолжается такое усердие. Для избавления молись так: "Господи! за молитвы сродника ... преподобного Иоанникия, помози мне, окаянной".

Сестрам К... и Е... можешь отвечать: так как теперь в обители нашей обстоятельства мудреные, а вы малодушны и непостоянны, и ходите во многие кельи, то и не могу я принимать в вас близкого участия, чтобы самой на себя не навлечь скорби и неприятности. Когда М.Н. приедет, то можешь поискать себе и другую келью, более удобную. Вперед знай да ведай, как являть жалость, и к кому.

284. ЛУЧШЕ ГРЕШНИК КАЮЩИЙСЯ, ЧЕМ ПРАВЕДНИК ВОЗНОСЯЩИЙСЯ

Пишешь, что лучше не грешить, чем каяться. Не грешить хорошо, а согрешившему похвально покаяться. Если удержишься на первом — хорошо; а не удержавшись, другого средства нет умилостивить Бога, как покаяться. А что ты объяснила, в этом и запинаться не следовало бы, — и запинание твое указывает на ложный стыд. Еще скажу: Богу приятнее грешник кающийся, чем человек не согрешивший, но превозносящийся. Лучше согрешив покаяться, нежели, не согрешая, гордиться этим. Фарисей удержался от греха, но за возношение и осуждение мытаря лишился пред Богом своей праведности, а мытарь, и много согрешивший, через смиренное сознание и понесение укоризны от фарисея, получил не только прощение грехов, но и восхитил оправдание фарисея. Иди и ты путем мытарева смирения; это путь самый безопасный.

285. ЕСЛИ НАШЕ ПРОШЕНИЕ К БОГУ НЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО В ЕВАНГЕЛИИ НЕ ВСЕ ВЕРНО СКАЗАНО; НА ЭТО ЕСТЬ СВОИ ПРИЧИНЫ

Меня очень огорчило твое самосмыслие безрассудное касательно Евангелия, что будто бы в Евангельском учении могло быть что-нибудь сказано и не так. Причину выставляешь, что твое желание и прошение давнишнее не исполняется, вопреки будто бы сказанному в Евангелии (Мф. 7: 7): Просите, и дастся вам. Поэтому дура ты из дур, а безрассудное твое мнение есть не что иное, как прелесть из прелестей вражиих, началом которой была твоя же горделивость, которая хотя и прикрывалась до времени личиной внешнего смирения, но, наконец, показала великий свой рожон. Подумай сама, как велика гордость: если прошение наше не исполняется, то выходит, что в Евангельском учении, может быть, что-нибудь не так. Это меня тем более огорчает, что, помнится мне, я уже писал тебе о сем слово святого Лествичника, степень 26-я, отделение 60-е, где он говорит: "Все, чего-либо у Бога просящие и не приемлющие, конечно, по которой-нибудь из сих причин того не получают: или что прежде времени просят, или не по достоинству и с тщеславием; или потому, что, получив просимое, возгордились бы, или потому, что, по исполнении их желания, впали бы в нерадение".