«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Касательно умной и сердечной молитвы, к которой ты так расположена, скажу, что враг наш душевный не возстает так ни против какой добродетели, как против молитвы, в особенности, умной и сердечной; всеми способами подвизает человека на гнев и на немирствие против других, которые по своему неразумию, а вместе по наущению вражию, мешают нам проходить внимательную жизнь. Блаженный Илия Экдик пишет: "Егда помолишься, якоже подобает, ожидай онех, яко не подобает, то есть гневного возмущения ("Добротолюбие", ч. 4).

Патриарх Каллист, в 14-й главе "О молитве", пишет: "Аще хощеши уразумети, како подобает молитися, взирай на конец внимания, или и молитвы, и не прельщайся. Сея бо конец, возлюбленные, умиление есть всегдашнее, сокрушение сердца, любы ко ближнему. Сопротивное же явственное есть: помысл похоти, шептание клеветы, ненависть ко ближнему, и елика сим подобна" ("Добротолюбие", ч. 2).

Преподобный Исихий пресвитер пишет в главе 20-й: "Подобает подвизающемуся внутрь, во всякое мгновение времени имети четыре сия: смирение, крайнее внимание, противоречие и молитву. Смирение, яко с гордыми бесами противными имеет оно брань, да помощь Христову в руце сердца имети, зане Господь гордых ненавидит. Внимание же, да присно сердце свое творит ни единаго помысла имети, аще бы и благ являлся. Противоречие же, да егда скоро уразумеет пришедшаго, абие со гневом противословит лукавому (псаломскими словами): отвещаю, глаголет, поношающим ми слово: не Богу ли повинется душа моя. По противоречии же абие молитву да возопиет ко Христу со воздыханием безмолвным. И тогда сам подвизайся узрить врага разрушающася, или прогоняема поклоняемым именем: "Иисус", яко прах от ветра, или яко дым исчезающий с мечтанием его".

И в главе 31-й: "Подобает бо нам, во общежитии пребывающим, добровольным изволением и добрым сердцем всю волю свою отсекати пред настоятелем, и тако Богу спомоществующу, благообуздываемы и сами не како бываем и невольны. Хитрость же в сем имети подобает да не желчию смущаемся, и ярость нашу безсловесне и чрезъестественне движим, и тако не дерзновенны на невидимую брань обрящемся. Обыкла бо есть воля наша, не отсекаема нами добровольне, гневатися на начинающих принуждение оную отсекати: и от сего убо ярость злящаяся подвигшися, погубляет разумение брани, еже едва со многим трудом стяжати возможно. Растительно бо ярость есть естественно, аще на помыслы подвигнется бесовские, растлевает и погубляет их: аще же паки на человеки возмутится, растлевает и тако благие помыслы в нас. Ярость, аще случится, вижду, яко растлевает все помыслы, аще лукавые, аще ли и правые. Оружие бо от Бога, и лук нам дадеся, аще не удерживается во обоих. Хотя же и различие действует, но губительна есть. Аз бо вем и пса дерзка равно с волки растлевающа овцы" ("Добротолюбие", ч. 2).

Ревнующему о молитве следует всегда помнить слова Самого Господа (Мф. 7: 21): Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Божие, но творяй волю Отца Моего, Иже на небесех. Воля же Отца Небесного объявлена в Евангельских заповедях, исполнение которых есть единственный незаблудный путь спасения. На сем пути должно иметь три признака: смирение, милость и любовь, которые различаются только одними названиями; свойство же их одинаковое. На сию троицу добродетелей весь полк бесовский ниже противовзирати может ("Добротолюбие", ч. 2. Каллиста и Игнатий, гл. 73).

Преподобный Марк Подвижник в "Слове о покаянии" говорит: "Правое дело для начинающих, средних и совершенных есть: молитва, очищение помыслов и терпение постигающих нас скорбей. Без сих трех нельзя совершать и прочие добродетели. Да и самая молитва без очищения помыслов и без перенесения скорбей совершаться не может. В этой триплетенной верви, если где одна нить ее прерывается, там прерываются и другие нити". То же самое выражает и апостол Павел в Первом послании к Солуняном (1 Фес. 5: 14-18): долготерпите ко всем... Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия. А апостол Иаков объясняет, когда мы должны радоваться, то есть когда впадаем в различные скорбные искушения, которыми испытывается наша вера, а вместе очищаются наши согрешения.

По крайнему недосугу хотел написать тебе вкратце, а по важности предмета коротко нельзя было написать.

Помози тебе, Господи, утвердиться, сестра, в молитвенном подвиге, и стяжать молитву истинную, а не кое-какую, храмляющую, как обличает нас Иоанн Богослов в своих Посланиях: аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть. И сию заповедь имамы, да любяй Бога, любит и брата своего.

289. О ПЕРЕМЕНЕ МЕСТА НЕ ДУМАЙ

О перемене места ты не думай, кольми паче не скорби, а лучше Царицу Небесную благодари, что хоть в таком месте устроила тебя проводить остаток дней своих.

Когда же будут тебя безпокоить неудобства, или болезненные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слово Священного Писания (Деян. 14: 22): многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Небесное.

290. ДЕРЖИСЬ СТРАХА БОЖИЯ, ХРАНЕНИЯ СОВЕСТИ И СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПОВЕДЕЙ

Держись страха Божия, хранения совести и соблюдения заповедей Божиих; тогда тебе видно будет, как нужно будет поступать в маловажных случаях, соображаясь с местными обстоятельствами. В чем окажешься виновной пред Богом и пред людьми, в том приноси покаяние и смиряйся, не дерзай никого судить или осуждать, но во всяком неприятном случае старайся возлагать вину на себя, а не на других, или за грехи свои, или что ты дала повод к скорби своей неосторожностью и неискусством.

291. ВСЯКОЕ ПОСЛУШАНИЕ СЧИТАЙ ПОРУЧЕННЫМ ОТ ГОСПОДА ЧРЕЗ ЛЮДЕЙ