«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В письме своем описываешь свои немощи и просишь моего грешного совета, чтобы тебе исправиться. Старайся поступать во всем по заповедям Божиим, и помни, что Господь присутствует и зрит твое расположение сердца. Послушание исполняя, считай, что оно тебе поручено от Господа через человека, и от усердия исполнения его зависит твое спасение. Считай всех лучше себя, а себя укоряй и всячески зазирай, и не стыдись за свои немощи кланяться и просить прощения у ближнего, когда что имеешь на кого. Почитай каждый день, как бы он был для тебя последний, и мыслями своими чаще поставляй себя на суде Божием. Твори молитву непрестанно в сердце: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя, грешную".

292. ПО ПРАЗДНИКАМ НЕ РАБОТАЙ, ПОКОЙНИКОВ НЕ БОЙСЯ

По праздникам не следует работать; довольно будних дней. Покойников не бойся, ведь ни один не встал. Этот страх от врага душевного; твори постоянно молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную", и не бойся, преодолевай свой страх, и Бог тебе поможет.

293. БОЛЬНЫМ ОБЛЕГЧАЕТСЯ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО

Пишешь мне о своем болезненном состоянии, что ты изнемогла до крайности, а между тем общая трапеза не может тебя удовлетворить, вследствие чего часто ропщешь. И, несмотря на такое изнеможение, ты наложила на себя подвиг ходить ко всем службам церковным и, кроме того, ежедневно прочитываешь в келье Акафист, Евангелие и Псалтирь, по главе, вследствие чего тебе нет времени отдохнуть и нет усердия к послушанию. При твоей болезненности можешь к церковным службам в будни совсем не ходить, потому что и здоровым можно оставаться только до Шестопсалмия, кто имеет послушание. Келейное правило, которое ты на себя наложила, советую совсем оставить и употреблять это время на отдых, тогда и к послушанию будет более охоты, и дух будет спокойнее.

Не забывай, что послушание — выше поста и молитвы, а от ропота старайся воздерживаться по мере сил.

Продолжай исполнять заповеди отца П. и по праздникам отнюдь не работай. Возверзи печаль свою на Господа и Той тя препитает.

294. САМОВОЛЬНОЕ СТАРЧЕСТВОВАНИЕ И ВЫСОКОУМИЕ ДОВОДИТ ДО ИСКУШЕНИЙ

В письме, присланном с матерью казначеею, и в другом, пишешь что-то о высоком, о внутреннем поучении, об умной молитве, что молитва у тебя сама собою действует и вовремя! Что-то это непохоже на настоящее делание, и предвещает более опасность, нежели успех духовный. Духовная наша мера с тобою еще очень мала; ретишься к высокому, и пишешь мне о высоком, а о низком умалчиваешь, говоря только как бы мимоходом, что с тобою случаются иногда скорби, а какие — не объясняешь. Прямее сказать: ты иногда охотница старчествовать и поучать келейных, и тут тебе случаются иногда досаждения и укоризны, что ты, по-своему, без дальних объяснений, называешь случающимися скорбями, умалчивая о не благословенном своем учительстве, за которое, мало того что бывают укоризны и досаждения со стороны, но иногда попускается и сильная плотская брань. Поэтому нужно прежде самих себя вразумлять и обучать должному, без сомнения и ослепления, потому что ты бежала от М.П., как бы избегая похвалы, тебе приписуемой, а потом сама стала домогаться сего непрошенным учительством келейных, хотя ты сего доселе не заметила. Страсть славолюбия и любочестия тонка и многообразна, неуловима и неудобопримечаема. Преподобный Марк Подвижник пишет, что некоторые иногда видимо смиряются для того, чтобы уловить похвалу. Ты выход свой из кельи М.П. называешь искусством, а на самом деле оказывается в этом большое неискусство. Ты человек маленький, никому нет надобности понимать твоих целей, а всякий старший и младший понимает и толкует теперь о тебе по-своему. Хотя О... о твоем отце духовном говорит справедливо, что он человек многогрешный, но тебе слушать это молча не должно. Феодор Едесский пишет: "Всякого, хулящего твоего отца духовного, заусти", то есть всякому такому заграждай уста; пусть так толкует где хочет, и с кем хочет, но ты сего толковать перед тобой не попускай, повторяя: "Толкуйте об этом, где хотите, но предо мною неприлично вам этого говорить, да и вам самим это без душевного вреда и ответственности не обойдется". Если не послушают, проси себе, по этой причине, у матери игумении другую келью. Ты желаешь построить себе келью. Если есть деньги, то строй и проси о месте мать игумению прямо, когда мать казначея не оказывает содействия. Тебе не хочется иметь место для кельи далеко от церкви, тогда как лезешь в число подвижных, забывая, что все древние подвижники избирали себе некоторые неудобства, для утруждения своего понуждения. Где назначат место, там и должно строить, если есть деньги.

Ты о многом меня спрашиваешь, а забываешь то, что я тебе говорил лично. Помню, что я тебе не советовал проходить умную молитву, а творить сию молитву по твоей мере устно, как пишет святой апостол Павел (Евр. 13: 15): выну приносяще жертву хваления, сиречь плод устен, исповедающих Господеви; умом же призывать Божию помощь лишь тогда, когда найдут скверные помыслы, и устно сотворить молитву бывает неудобно, по причине близкого присутствия других, или идет церковная служба.

Ты же так увлеклась своеразумием и своечинием, что, презирая совет и действуя по-своему, дошла будто бы до самодвижной молитвы сердца, во время сна. Это бывает у редких и из святых людей, которые достигли крайнего очищения от страстей. Люди же еще страстные, как поведал нам некто, сам это испытавший, прислушиваясь в полусонии к подобному внутреннему движению, как твое, услышали — что же?.. Услышали: "мяу", — кошачье, хитро произносимое наподобие слов молитвы. Сестра! Надобно смириться. Мера наша еще очень маленькая. Как бы не попасть в сети врага, и особенно в тонкую прелесть, потому что подверженные прелести вражией бывают неудобоврачуемы. Скорее всякого грешника можно обратить к покаянию, нежели прелестного вразумить. А ты уже и пишешь, что не понимаешь, в чем состоит покаяние. Прочти в книге Марка Подвижника, в русском переводе, сперва слово 5-е: "Советы ума своей душе", потом слово 3-е: "О покаянии, приличном равно как начинающим и средним, так и совершенным"; и затем там место, где сказано, что покаяние не совершается (не оканчивается) до гроба, и имеет три свойства, или части: очищение помыслов, терпение находящих скорбей, и молитву, то есть призывание Божией помощи против злых прилогов вражиих. Три эти вещи одна без другой не совершаются. Если одна часть где прерывается, то и другие две части там нетверды бывают.

295. О БЛАГОРАЗУМНОМ МОЛЧАНИИ

Сама ты написала, что скорбишь о своем излишнем глаголании, и ревнуешь о благоразумном молчании; а с компаньонкой и поневоле должна будешь лишнее говорить. Конечно, нужно взять только кого попроще, чтобы могла послужить твоему слабому благородию. Впрочем, я хорошо не знаю М.Г. ... Поэтому сама смотри, как лучше и полезнее. Есть старинная пословица: "Ум хорошо, а два лучше, а три хоть брось". Но это человеческое замечание. Господь же глаголет во Святом Евангелии (Мф. 18: 20): идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. Посмотри на свое чувство внутреннее повнимательнее: как будет покойнее и ближе к твоему устроению, так и сотвори. Один мудреный юродивый толкует: "Гусь да гагара — неладная пара". Впрочем, у нас, на скотном дворе, умер столетний старец Пахомий, который и среди множества людей умел сохранять глубокое молчание. Случалось, что некоторые станут приставать к нему с разными вопросами, он встанет и пропоет им: "Ангел вопияше Благодатней", и опять сядет молча, почесывая в голове, или роясь в своей сумке, как будто бы что-то отыскивает. Если бывало кому что-либо скажет, то помни и не забывай. На многих сбывались слова его.

Я все это видел, и никак не научился благоразумному молчанию, — под разными благовидными предлогами, увлекаясь многоглаголанием, в котором, как сказано, несть спасения. Хочу все исправиться, а старая привычка не допускает. Помолись о мне, грешном, чтобы положить начало.