«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Молодая твоя келейница, как пишешь! А я всегда советую настоятельницам являться к духовным лицам вдвоем, с какой-либо старшей сестрой скромной, которая бы не передавала разговоров начальнических. Впрочем, как будет удобно.

310. НАЧАЛЬНИЦА НЕ ВСЯКОМУ СЛОВУ ДОЛЖНА ВЕРИТЬ. ЩЕГОЛЬСТВО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В ОБЩИНЕ

Ты, между прочим, еще поучишься, что начальнице не следует всякому слуху верить, и особенно тем лицам, в которых заметна зависть и ревность и недоброжелательство, или искательство, или искание своих си. Прежде всего должно начальнице иметь чистое намерение, во всем действовать по Богу и по Божию, и молить прилежно Господа и Царицу Небесную, чтобы вразумили и помогли в этом. Также нужно помнить и не забывать, что в монастырь приходят не только неопытные, но и немощные, и с прежними привычками, для исправления которых и поступают в монастырь. Все это нужно начальнице рассматривать, и знать, и помнить, и, соображаясь, действовать по потребности.

Я все забывал тебе написать, что желание мое такое, чтобы в Общине щегольства не заводилось, во избежание чего следует всем сестрам носить, по крайней мере, верхнее платье из тонкого сукна, называемого мухояром. Для примера можно и самой начальнице носить мухояровую рясу. Покойный Киевский митрополит Филарет во всю жизнь свою носил мухояровые подрясник и рясу, разумеется, из хорошего мухояра.

311. ГДЕ ДЕЙСТВУЮТ ПО БОГУ, ТАМ И БОГ ПОДАЕТ СВОЮ ПОМОЩЬ

На земле людей безстрастных очень мало; а где страсти человеческие действуют, и особенно в главных лицах, там правильного порядка видеть невозможно. Впрочем, где главные лица, по возможному, исправны и действуют по Богу, там и в подчиненных, хотя бы и страстных, может быть порядок, во исполнение псаломских слов (Пс. 31: 9): броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе, то есть удаляющихся от Господа. Но где действуют по Богу, там Бог и подает Свою помощь.

Пишешь, что у тебя будет много старших. Какие бы ни были старшие, а начальница выше всех. Приличный почет кому нужно отдавай, а должного порядка требуй, и бразды правления из рук не выпускай; как и сама писала прежде мне, чтобы без ведома и без благословения начальницы ничто не делалось. Разумеется, сперва нужно спросить о всяком деле, как оно тут делалось и делается, и хорошее утверждать, а нехорошее изменять, если ты разумеешь лучше. На самом деле все будет виднее.

312. В СКОРБИ - ЧИТАТЬ ПЕРВЫЙ ПСАЛОМ 2-й КАФИСМЫ. МОЛИТВА ВСЕГДА СИЛЬНЕЕ ПСАЛОМСКИМИ СЛОВАМИ

Вчера одна монахиня рассказала мне следующее. Ей явился во сне старец, покойный игумен Антоний, и сказал: "Читай псалом второй кафисмы" (должно быть, первый псалом). Она спросила: "Для чего же читать?". Старец отвечал: "Его нужно читать в нашествии скорбей".

Действительно, эта монахиня находится в подозрении у игумении, что будто бы она идет против начальницы и ищет игуменства, и такое мнение составилось из простых толков. Думаю, что и тебе теперь полезно читать этот псалом. Он содержит смысл весьма знаменательный. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими.

313. НА ОДНОМ МЕСТЕ И КАМЕНЬ ОБРАСТАЕТ

В прежнем письме писала ты, что весной собираешься уехать куда-то из обители. Один выезд не удался. Советовал бы я тебе не делать других попыток, чтобы не случилось подобного. Тогда еще больше будет нареканий и больше придется терпеть неприятностей. Вернее и лучше — терпеть на одном месте. Есть русская пословица: "На одном месте и камень обрастает". А в старчестве сказано: "Сиди в келье своей, и келья всему тя научит".

314. ЖЕЛАЮЩИЙ ИМЕТЬ ПОКОЙ В ГОСПОДЕ, ДОЛЖЕН ПОСТУПАТЬ ПО ЕГО ЗАПОВЕДЯМ

Ты писала, что тебе было внушение внутреннего гласа: "Покойся в Господе". Спрашиваешь, что могут означать слова эти. Думаю, что, во-первых, они означают то, что желающий иметь покой в Господе должен стараться исполнять все заповеди Господни, по сказанному от святого Давида пророка: ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Пс. 118: 128).