«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

По духовному же твоему настроению тебе прилична более безмолвная жизнь, для которой прислуга пригодна, но не всегда, — иногда и мешать может. Но всеблагий Промысл Божий лучше нашего знает, что для нас полезнее, полезное и устрояет.

308. МОЛИСЬ ЗА ОБИЖАЮЩИХ

Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им во грех, глаголя: не ведят бо что творят (Ин. 23: 34). Делай и ты то же, и получишь милость и помощь Божию, и успокоишься. Ты не раз писала, чтобы избавить тебя от Б... личности. Но, думаю, что ты Лазаря наизусть поешь. Когда ты была в Оптине, этой личности тут не было, и потому не могла ты ее видеть, а видела какую-либо другую. Когда приедешь и увидишь, тогда и можно начать избавление. Собственным своим опытом ты испытала и испытываешь, как тяжело нести притеснение по одному подозрению. Помни это, и не забывай, и остерегайся действовать без испытания и исследования.

Повторю: ободрись, и перестань малодушествовать, и особенно остерегайся гнева, который правды Божией не соделовает. Молись, и перечитывай мои письма, в которых не раз тебе было сказано: ежели не исполняем заповеди Божией — любите враги вашя, добро творите ненавидящим вас... благословите кленущия вы... и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы, то чем различествуем от язычников, которые только любящих любят! Ежели хочешь гневаться, то гневайся и негодуй на невидимых поджигателей, которыми ты была окружена (как видела в видении). Они-то всех стараются путать и запутывать под благовидными предлогами, как хищные и злобные волки в овечьих кожах. Поэтому будь благоразумна и осмотрительна и осторожна, чтобы не спешить огорчаться, чему последует душевредный гнев и негодование, и прочее, и прочее.

309. ВО ВСЯКОМ ДЕЛЕ НУЖНА ПОСТЕПЕННОСТЬ. СЛОВА ДРУГИХ И СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА ДОЛЖНО ПРОВЕРЯТЬ РАССМОТРЕНИЕМ И МОЛИТВОЙ

Ты преждевременно заботишься избавиться от Б... особы. Есть старинная русская пословица: "Поспешишь — людей насмешишь". Вдруг отстранять ее нет никакой надобности и потребности; да и будет очень неловко, и душеприказчикам не понравится. А самое дело лучше укажет, как нужно будет поступить. Взять тебе вдруг все дело на себя одну будет тяжело, и многое попечение будет мешать молитвенному настроению. Во всяком деле нужна постепенность и последование примеру святых отцов. В монастыре казначей, благочинный, келлиарх, эконом назначены преподобным Феодором Студитом. Мы не можем быть премудрее сего святого отца, который сумел управлять тысячью братии. Повторяю, придержимся лучше постепенности и рассмотрению на самом деле. Самое же дело таково: Каин родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова, и Хам не оставлен, а перевезен через потопные воды. И Евангельское слово Самого Господа (Мф. 13: 30): оставите расти обое́ до жатвы.

И еще скажу. Собственный твой опыт должен научить тебя, что не следует скоро доверять тому, что люди говорят, равно и вдруг родившемуся чувству, по этой или другой причине; а следует проверять это, во-первых, рассмотрением, а во-вторых, и молитвой. Представляя и то лицо, должно молиться: "Господи Иисусе Христе, помилуй нас, и устрой о нас полезное и спасительное". После и видно будет, что и как.

Молодая твоя келейница, как пишешь! А я всегда советую настоятельницам являться к духовным лицам вдвоем, с какой-либо старшей сестрой скромной, которая бы не передавала разговоров начальнических. Впрочем, как будет удобно.

310. НАЧАЛЬНИЦА НЕ ВСЯКОМУ СЛОВУ ДОЛЖНА ВЕРИТЬ. ЩЕГОЛЬСТВО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В ОБЩИНЕ

Ты, между прочим, еще поучишься, что начальнице не следует всякому слуху верить, и особенно тем лицам, в которых заметна зависть и ревность и недоброжелательство, или искательство, или искание своих си. Прежде всего должно начальнице иметь чистое намерение, во всем действовать по Богу и по Божию, и молить прилежно Господа и Царицу Небесную, чтобы вразумили и помогли в этом. Также нужно помнить и не забывать, что в монастырь приходят не только неопытные, но и немощные, и с прежними привычками, для исправления которых и поступают в монастырь. Все это нужно начальнице рассматривать, и знать, и помнить, и, соображаясь, действовать по потребности.

Я все забывал тебе написать, что желание мое такое, чтобы в Общине щегольства не заводилось, во избежание чего следует всем сестрам носить, по крайней мере, верхнее платье из тонкого сукна, называемого мухояром. Для примера можно и самой начальнице носить мухояровую рясу. Покойный Киевский митрополит Филарет во всю жизнь свою носил мухояровые подрясник и рясу, разумеется, из хорошего мухояра.

311. ГДЕ ДЕЙСТВУЮТ ПО БОГУ, ТАМ И БОГ ПОДАЕТ СВОЮ ПОМОЩЬ

На земле людей безстрастных очень мало; а где страсти человеческие действуют, и особенно в главных лицах, там правильного порядка видеть невозможно. Впрочем, где главные лица, по возможному, исправны и действуют по Богу, там и в подчиненных, хотя бы и страстных, может быть порядок, во исполнение псаломских слов (Пс. 31: 9): броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе, то есть удаляющихся от Господа. Но где действуют по Богу, там Бог и подает Свою помощь.

Пишешь, что у тебя будет много старших. Какие бы ни были старшие, а начальница выше всех. Приличный почет кому нужно отдавай, а должного порядка требуй, и бразды правления из рук не выпускай; как и сама писала прежде мне, чтобы без ведома и без благословения начальницы ничто не делалось. Разумеется, сперва нужно спросить о всяком деле, как оно тут делалось и делается, и хорошее утверждать, а нехорошее изменять, если ты разумеешь лучше. На самом деле все будет виднее.