«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

320. БОЛЕЗНЬ ТЕЛЕСНАЯ ПОСЫЛАЕТСЯ К ПОЛЬЗЕ ДУШЕВНОЙ

А что здоровье твое стало трухляво — нечего делать, надо потерпеть; посылается это к смирению нашему и вообще к пользе нашей душевной. Кто болезнь телесную принимает и переносит как должно, о том сказано, что елика внешний человек тлеет, толико внутренний обновляется. А мы душевно обновляемся только в тот день, когда не покропочемся. Апостол о себе говорит (2 Кор. 12: 10): егда... немощствую, тогда силен есмь; а с нами бывает более так: немощствует тело, немощствует и душа. Но и в немощи нашей помянет нас Господь, аще понудимся, елико возможем, смиряться.

321. МОЛИСЬ ЗА СЕСТРУ

Оставь все человеческие мнения и недоумения, и молись за сестру, по совету аввы Дорофея: "Помози, Господи, якоже веси, рабе твоей (такой-то), и меня, грешную, помилуй. Хощеши бо всем спастися и в разум истины приити".

Да не безпокоит тебя то, что мать твоя перед смертью имела некоторое оскорбление. Это может послужить ей в очищение согрешений.

322. КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ БОГУ ОТВЕТИТ

Господь да простит тебе прошедшее и да утвердит в будущем — более смотреть свои немощи и свою неисправность, и не заботиться о внешнем поведении других. Кийждо сам о себе отдаст ответ Богу. Больному как телом, так равно и душею, неразсудно ревновать о других.

323. НЕ ДРУГИХ ДОЛЖНО ИСПРАВЛЯТЬ, А САМИХ СЕБЯ

Вкратце тебе скажу, что ты не вовремя взялась исправлять нравы других и защищать мнимые свои права. Других ты не исправишь, а себе можешь повредить несказанно. Если мы желаем получить милость Божию и прощение грехов своих, а затем наследовать Царство Небесное, то должны внимать тому, что говорит к нам Господь, а не то, что внушают нам душевные враги наши и к чему побуждает нас горделивое самолюбие наше. Господь же глаголет к нам во Евангелии (Мф. 11: 29): научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть. Иго же вражие, как сама испытываешь, и тяжело, и зело люто, и весьма мучительно. Поэтому оставь злой путь сей, и держись пути правого. Приветствую сестриц твоих.

324. СХИМА ЕСТЬ ВТОРОЕ КРЕЩЕНИЕ

Не захотела ты в Оптине принять тайную мантию, теперь советую тебе, в день своего Ангела, принять тайно схиму. Смотри, опять не отказывайся, — схима есть второе Крещение, очищающее и прощающее грехи. Если встанешь, что, однако, ненадежно, то будем тебя уважать, а ты смиряться. Ты хоть и бодришься, но болезнь свое показывает и доказывает; поэтому не усомнись прямо принять тайную схиму, которая прикроется явной мантией.

325. БОЛЕЗНЬ ТЕЛЕСНАЯ НЕВОЛЬНО ОБРАЩАЕТ НАС К БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ

Слышу, что тебя видимо облекли в ризу спасения и во одежду веселия. Возмогай о Господе и в державе крепости Его упованием и надеждой на неизреченное милосердие Божие. Пришедый грешныя спасти, да спасет и нас, немощных и грешных и неисправных. Не вотще глаголет апостол (1 Кор. 1: 29): не похвалится всяка плоть пред Богом. И паки: никтоже от дел оправдится; туне бо спасохомся, верою и упованием на милосердие неизреченное Распеншагося за ны Сына Божия. Точию присно да помним главную его заповедь (Лк. 21: 19): в терпении вашем стяжите душы вашя.

Заповеди сей исполнение особенно требуется в болезненном положении, когда и слабость телесная, и малодушие внутреннее безпокоят и отягощают человека. Должно благодарить Господа за благое Его промышление о нас, грешных, через болезнь телесную, при которой человек, волей или неволей, принужден бывает помышлять о будущей жизни, и о том, как предстать нам на суд Божий. Всеблагий Господь ничего от нас не требует, как только одного искреннего покаяния, и через оное вводит покаявшихся в Царствие Свое Небесное и вечное, по сказанному в Евангелии (Мф. 3: 2): Покайтеся, приближибося Царствие Небесное. Еже буди всем нам получити неизреченным человеколюбием Божиим.