«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

329. ОБ УЕДИНЕННОЙ И СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ

В прежнее время и в пещерах жили люди толковые: знали и твердо помнили, зачем они там жили, то есть чтобы удержать не только язык от зла, но и ум от лукавых и скаредных помышлений. Везде обносится слово опытных: чего не видишь, того и не бредишь. Прежние разумные пещерные жители жили в пещерных местах для того, чтобы стяжать истинную любовь к Богу и искреннюю любовь к ближним, памятуя всегда апостольское слово: мняйся любити Бога, а ближняго своего ненавидяй — ложь есть. Еще видим в отеческих писаниях, что тогдашние люди уединяющиеся, — совершенные, жили по одному, а не достигшие еще совершенства жили вдвоем и втроем, для познания своей немощи и для снискания кротости и терпения и смирения. Хотя иногда и тяжким кажется сожитие с другими для неукрощенного еще самолюбия, но весьма полезно для обнаружения наших немощей, а то уединенному часто кажется, что он живет хорошо и исправно, и через то удобно впадает в самомнение и обольщение. Лучше видеть свои немощи и недостатки, и через то навыкать смирению и самоукорению, нежели обольщаться мнимым исправлением, и через то впасть в гордость, за которую и ангелов согнали с неба. Впрочем, матери, не для того древние подвижники жили вместе, чтобы укорять и досаждать друг другу с намерением, а терпеть это и переносить разумно со смирением, если бы кто из них, по немощи человеческой и по наветам вражиим, когда-либо уклонился в непристойное обращение и оскорбление живущего с ним. Так и вы, матери, старайтесь жить разумно, каждая смотри свою пользу душевную, а другая сама о себе пусть да попечется. Впрочем, и это слово примите разумно, не толкуя превратно: "Ты сама о себе пекись, какое до меня дело". В Евангелии сказано коротко и ясно (Мф. 5: 39): аще кто ударит тебя в десную ...ланиту, обрати ему и другую. Бог да поможет нам исполнять словеса сия.

330. СОВЕТУЕТ НЕ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ПРИНЯТЬ КЕЛЕЙНОЕ ПОСТРИЖЕНИЕ

Несмотря на то, что ты серьезно больна, никак не соглашаешься принять тайное пострижение, как делают это другие серьезно больные, из опасения, чтобы не перейти в вечность без пострижения, прожив довольно лет в монастыре; а желаешь получить мантию видимую, то есть длинную, церковную. Не знаю, дождешься ли ты этого. Из жития Киево-Печерского преподобного Моисея Угрина видно, что он тайно пострижен в темнице проходящим иеромонахом. Разве ты выше этого преподобного? Советую тебе молиться этому угоднику Божию, чтобы он, предстательством своим у Господа, помог тебе избавиться от немощей душевных, ради которых посылаются и болезни телесные. Знай, что желать видимой мантии больному человеку есть явное тщеславие. Впрочем, я не убеждаю тебя к тайному пострижению, так как это дело совершается и должно совершаться по добровольному желанию разумеющих оное. Ибо образ монашеский есть образ покаяния и смирения, а не повод к тщеславию, высокомерию. На мытарствах и за простое тщеславие будут очень истязывать, кольми паче за тщеславное вышение длинною мантией. Хорошо тому, у кого большое смирение, а не тому, у кого длинная мантия. Мантия, длинная и короткая, обе не имеют рукавов, чем означается то, чтобы носящий их не делал ничего по ветхому человеку, тлеющему в похотех прелестных, от чего всех нас да избавит всеблагий Господь милосердием Своим.

331. ПОКОРИСЬ НЕОБХОДИМОСТИ В НЕУДОБНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Не огорчайся много, что тесноты ради свели тебя с Р... ского трона. Может быть, это для того случилось так, что тесен путь, вводящий в жизнь вечную и блаженную. Покорись необходимости, предаваясь воле Божией. Силен Господь пропитать нас и устроить о нас полезное и душеполезное. Поживи, сколько будет возможно, у м. N, а после видно будет — что и как. Господь питает и птиц небесных, которые ни сеют, ни жнут, а гнездо устрояют себе там, где находят удобнее. На толки человеческие не обращай большого внимания, а только старайся сама поосторожнее говорить.

332. О БРАНИ ПЛОТСКОЙ

Тебя безпокоит неуместная брань плотская. Где должна бы быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряется воздвигнуть для тебя соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие. Пишешь, что в этой борьбе, кажется тебе, кто-то стоит подле тебя. Подобные вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать как бы следовало. Молись Царице Небесной и Ангелу Хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Так же нужно смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже всех. По причине брани плотской нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба сия еще более усилится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов своих. Это вернее.

333. В БОЛЕЗНЯХ ПОТРЕБНО ТЕРПЕНИЕ СО СМИРЕНИЕМ

Хронические болезни, как телесные, так и душевные неудобно лечатся, но у Бога все возможно, только потребно терпение со смирением. Притом должно объяснять свои немощи и поступки определенно, так и объясняй; если что другое почувствовала — так и передавай; тогда врачевание лучше пойдет Божией помощью, только не должно малодушествовать, а терпеливо ожидать измены от десницы Вышняго.

334. НЕ ДУМАЙ, ЧТО МНЕ ТЕБЯ НЕ ЖАЛЬ

Ты все толкуешь нелепицу, что мне тебя не жаль. Если бы так было, зачем бы я стал бранить тебя много раз. Что ты не хлопочешь о средствах, когда ты думала все воздухом питаться. А вот теперь дело и дошло до великого недоумения, даже и до слез; и твое самоукорение опять тебе говорит, что мне тебя не жаль. Ведь такое увертливое; не скоро сознается в своей ошибке, а всегда найдет сказать что-нибудь, хоть побочное. Впрочем, не унывай, а лучше надейся на всеблагий Промысл Божий; силен Господь пропитать нас.

335. НЕ ВИНИ ДРУГИХ - ИЩИ УСПОКОЕНИЯ В ЧИСТОЙ СОВЕСТИ

Никто тебя ни в чем не обвиняет, только ты перестань винить других, — и успокоишься. Никакого толку нет в том, чтобы винить других; если совершенно права, то и будь покойна. Чистая совесть — сама себе успокоение, зачем нам искать в других правоты или вины. Каждый от своих дел или прославится, или постыдится.