«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Есть спасение и кроме монастыря, но с трудом велиим. Хотя и в монастыре спасение не без труда, но зато, и кроме спасения, в монастыре может человек достигать и совершенства христианского, если только достодолжно потрудится смирить себя и покорить не только воле Божией, но воле и начальствующих по Бозе и даже меньшим, в чем нет нарушения заповедей Божиих.

340. СПОКОЙСТВИЕ ДУХА ВРАГ ДАТЬ НЕ МОЖЕТ

Спокойного духа враг не дает, а только может примолчать на время и притихнуть ради подсады, чтоб внушить тщеславные и самомнительные помыслы, что будто бы человек начал уже приобретать духовный успех или духовные чувства; тут-то и нужно поминать грехи свои.

341. МНОГИЕ ТРУДНОСТИ НАШЕЙ ЖИЗНИ ОТ НАС САМИХ

Жалуешься на трудную жизнь. Зато сказано в Писании утешение (1 Кор. 3: 8): Кийждо же свою мзду приимет по своему труду. Но у нас много трудностей и от мудреного нашего самолюбия, которое малодушно любит отраду и пространство и покой, и желало бы легко наследовать Царствие Христово, Который и на кресте молился за распинателей Своих. Мы все это забываем, потому и малодушествуем часто. Старайся потерпеть, сестра, и Бог тебя не оставит.

342. НЕ УДИВЛЯЙСЯ И НЕ УЖАСАЙСЯ ГОНЕНИЯМ

Мир чадцу болезнующему и скорбящему, и Божие благословение и всякое утверждение в добром и благом.

Не удивляйся и не ужасайся. Апостол пишет (2 Тим. 3: 12): ecu... хотящий благочестно жити... гоними будут, если не от людей, так от бесов; и Господь глаголет: враги человеку домашние его. Терпи все и смиряйся, тогда будет и хорошо и спокойно.

343. ЧИТАЙ ЧАЩЕ ПСАЛМЫ: ЖИВЫЙ В ПОМОЩИ ВЫШНЯГО, И ДРУГИЕ

Заучи псалмы сии и читай их почаще: 1) Живый в помощи Вышняго (Пс. 90); 2) Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою (Пс. 39); 3) Боже, в помощь мою вонми (Пс. 69). Читай их, научайся предаваться Промыслу Божию и обучайся терпению встречающегося.

344. ОСТАВИВШИЙ МОНАСТЫРЬ НЕБЛАГОНАДЕЖЕН К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Пишешь, что получила письмо от Варвары И., в котором она пишет, что один человек, который некоторое время жил в Киновии, близ Троицко-Сергиевой Лавры, а теперь оттуда вышел и снял с себя монастырское платье, сватается за девушку, которая некогда служила Соф. Ник. В.И. поручает тебе передать об этом мне, и желает знать мое грешное мнение: выйти ли этой девушке за означенного человека, или нет. Выйти-то можно, да будет ли от этого толк. В Евангелии Сам Господь глаголет, что озирающийся вспять несть управлен в Царствие Божие. И хотя бывали примеры, что люди выходили из монастыря и вступали в брак, но не было примера, чтобы такие люди бывали благополучны в своей жизни. Поэтому связывать свою судьбу с судьбой такого человека весьма неблагонадежно; и я, со своей стороны, никому не могу подать на это моего совета, так как хороших последствий и благополучия от подобного брака ожидать нельзя. Впрочем, в письме ко мне, которое я получил через тебя же, сама В. Ил. мне об этом ничего не пишет и не упоминает об этом обстоятельстве.

345. ВЕДИ СЕБЯ С РОДНЫМИ ТАК, ЧТОБЫ ДОБРОВОЛЬНО ОТПУСТИЛИ ТЕБЯ В МОНАСТЫРЬ

Достопочтеннейшая о Господе N.