«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Поздравляю тебя с облачением в монастырское платье и желаю тебе пожить по-монастырски — в кротости и смирении, чтобы смотреть свои немощи и неисправности, а других не судить. Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит, — от чего избави нас Боже.

349. ПЛАНЫ НЕОПЫТНОГО В МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ

Пишешь, что ничего не желаешь, а только, чтобы быть всегда одной, видеть свои грехи, никогда не рассеиваться мыслями, во всем отсекать свою волю, и прочее.

Да, немного ты хочешь. Другими словами, — желаешь вдруг сделаться безстрастной. А о будущем, как бы тебе не последовало сильного искушения, очень не заботься. Живи в настоящем хорошо.

350. ДЕТИ ОБЯЗАНЫ ПОЧИТАТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ

Вообще о почтении к старшим сказано в Писании: старцу пакости не твори. Кольми паче дети обязаны всячески почитать своих родителей, стараясь успокоить их всем, что не противно заповедям Божиим. Келью, где ни приищете в монастыре, для меня все равно; лишь для вас было бы покойно и удобно, по возможности. К зиме — и по тесноте или недостатку келий в монастыре — и за ценою не следует стоять; а проводив зиму, там будет видно, так как летом тепло. Старица слаба, надобно бы позаботиться и о духовном завещании; попроси у кого-нибудь формы для того, и спиши копию, если придется.

351. МАЛОДУШИЕ И ОТЧАЯНИЕ - ОТ ГОРДЕЛИВОСТИ, ПО НАВЕТАМ ВРАЖИИМ

Смущение и недоумение — до малодушия и отчаяния. Причина всему этому — горделивость твоя, и неразумие твое, и неведение духовной брани. Враг всегда так делает: где человеку может быть духовная польза через отношение духовное, тут он старается сделать препятствие, внушая неразумеющему скверные помыслы и тому подобные движения, и делает все это по злобной зависти своей к пользе человеческой.

Тебе следовало разумевать кознь вражию и покаянно объяснять это смирением, а иногда презирать, стремясь к предлежащему делу, а ты смущаешься до малодушия, утешая тем врага. Умужествись о Господе.

352. ИСПРАВЛЕНИЕ БЫВАЕТ НЕ БЕЗ ТРУДА

Едва удосужился я прочитать длинное и искреннее твое исповедание. Отныне положим начало благого исправления, которое бывает не без труда и понуждения в терпении со смирением. Но унывать не должно, и не должно думать, что вдруг можно исправиться от злых навыков, но постепенно, с Божией помощью.

353. БЕЗМОЛВИЕ ТЕЛЕСНОЕ И БЕЗМОЛВИЕ ДУХОВНОЕ, И КАК ОНИ ПРИОБРЕТАЮТСЯ

В последнем письме пишешь о крайнем безмолвии и уединении. На это скажу тебе, что и всякое дело делается не вдруг, а постепенно, кольми паче безмолвие и уединение не вдруг можно усвоить, а нужна большая постепенность. Прежде всего знай, что, по слову святого Лествичника, безмолвие телесное означает благочиние чувств телесных, то есть очей, слуха и языка, равно и чрева, а безмолвие внутреннее состоит в благочинии помыслов, чтобы отвергать не только страстные помыслы, но и гневные, и осудительные, равно тщеславные и подозрительные. Начинать нужно, с Божией помощью, с благоразумного молчания. На вопросы отвечать кратко и кротко, по потребности; по кельям без надобности не ходить и о ненужном не толковать; где придется быть, особенно беречься судить и осуждать, кольми паче никому ничем не досаждать. А если по немощи, по старой привычке, согрешишь в чем и напутаешь, приноси в этом покаяние сперва пред Богом, а потом и пред духовным отцом.

354. ПОРИЦАЯ ДРУГ ДРУГА ЛИШАЕМСЯ ВЗАИМНОГО МИРА