«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Како ты и в каких вещах пребываешь? Что творишь, что говоришь и что помышляешь: полезное ли, или не полезное? В первом — да утвердит тебя помощь Божия, и от последнего — да избавит. Время уже оставить малодушие, и пора заняться душой своей как следует, стараясь стяжавать все спасительное в терпении и умиротворении внутреннего своего расположения. Напрасно ты думаешь, что богатство, или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы для тебя полезно или успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе и к смирению, и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верой и упованием возложится на Всеблагий Промысл Божий. Доселе питал нас Господь, и вперед силен сотворить сие. Посему возверзим печаль свою на Господа.

361. ТЕРПИ НЕУДОБСТВА

Когда будет тебе стужать дурной запах, то говори себе: во аде хуже запах, да с разными мучениями без конца; а за потерпение этого запаха меня силен Господь избавить от адского, с его безконечными мучениями.

362. ПОЛУЧИВШИЙ ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ СВОИХ И НАСЛЕДОВАВШИЙ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ МОЖЕТ ВСПОМИНАТЬ О НИХ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ К МИЛОСЕРДИЮ БОЖИЮ

Господь тебе да простит малодушие твое и другое прочее. Когда больной выздоровеет совершенно от болезни, тогда он не может вспоминать с неприятностью о своей болезни. Так и грешник, получив прощение грехов и наследовав Царствие Небесное, не может уже там с неприятностью вспоминать грехов своих, а напротив, с благодарностью к милосердию Божию.

363. СЫН БОЖИЙ ЖИЛ В УБОЖЕСТВЕ, И МЫ НЕ ДОЛЖНЫ УНЫВАТЬ ОТ БЕДНОСТИ

Воплотившийся Сын Божий, ради спасения нашего, не благоизволил жить на земле, в доме богатых и славных, а родился в убогом вертепе и воспитывался в доме простого древодела. Мы же, поступив в монастырь ради получения спасения, через прощение грехов своих, како мудрствуем?., не вопреки ли образу Сына Божия? Сего ради укорим себя и смиримся, и тогда обрящем успокоение.

364. ВСЕ ПРОСТОЕ БЛИЖЕ К БОГУ

Чадце уединенное N!

Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение во всем добром, благом и спасительном! Рассмотри прежде мое письмо, писанное тебе по поводу оскорбления твоего, что позвали тебя на чай с простыми. В нем увидишь, что все простое ближе к Богу, а мудреное и высокое отдаляет нас от Бога. Я писал тебе с намерением указать средство духовное, как успокаивать себя, когда взбунтуется наше оскорбленное самолюбие. Все прошедшее тебе Господь да простит и да утвердит тебя на будущее время. Знаю, что тебе жить не безтрудно, но труд сей и неудобства временные; блаженство же в Царствии Божием за сие вечно и безконечно. Потерпи, чадце, уповая на милость и помощь Божию. Имя твое N, а сказано, что надежда не посрамляет.

Грешный Амвросий

365. ПЕРЕМЕНА МЕСТА НЕ СПАСЕТ ОТ ТОСКИ. СПАСЕШЬСЯ СМИРЕНИЕМ

Рукоделия чужого лучше не бери, а ходи в церковь, и дома занимайся чтением и молитвой; от уныния же можешь заняться своим рукоделием, не на срок, и это после за что-нибудь продашь. Господь доселе промышлял о тебе, и далее силен это сотворить, подая потребное к жизни. Переходить в другое место — эту мысль выкинь из головы; куда ты ни пойди, то же и в другом месте будешь, с твоим обычным расположением склонного к тоске духа твоего. Это — первое; второе же — где ты ни живи, от данного обета и ответственности по оному избавиться невозможно; свидетели тому и Ангелы. Лучше всего понуждаться по силе на исполнение должного и в случае неисправности стараться каяться в том, со смирением, без самооправдания. Тогда силен Господь и нам, немощным, явить Свою милость и даровать наследие в Царствии Небесном, по сказанному во Евангелии (Мф. 11: 12): Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают оное. Особенно же пред матушкой игуменией понуждайся смиряться, и не толкуй ее поступков и обращения с тобой так превратно или горделиво, что будто бы она поступает с тобой по памятозлобию; я думаю, что просто, во-первых, как начальница, а во-вторых, соображаясь со множеством сестер, желающих ездить в Оптину. Так полезнее и покойнее думать, а вместе смиреннее, и Богу приятнее. Сонные мечты, устрашающие тебя О-гою, более происходят от твоего недовольства и гневного расположения духа, а не оттого, отчего ты думаешь. Ближе всего в ней гнездится тщеславная ревность, чтобы ты более с ней занималась, нежели с другими. Такая глупость чаще всего встречается. А ты старайся подобные вещи презирать; услугу потребную принимай, а на другое не обращай внимания. Впрочем, дальше виднее будет, а может быть, и без того будут перемены.

366. ВЕЛИКАЯ МУКА ОЖИДАЕТ НАС, ЕСЛИ ОТВЕРГНЕМСЯ ДАННЫХ ОБЕТОВ