«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Теперь не хотим потерпеть малой и маловременной скорби, а как там, после смерти, стерпим скорбь безконечную, мучение невыразимое, если отвергнемся обетов, недавно нами данных! Верю всему, что тебе трудно, очень трудно — и от болезни, и от плохой прислуги, но ведь вдруг все исправить нельзя; потерпи несколько, а между тем поищем возможности избавиться от N досаждающей. Ее и теперь можно отослать, но с кем же останешься одна в большом доме? Пока говори ей, что держать ее не будешь, если будет чудить.

367. ДЕЛА НАШИ ДЕЛАЮТСЯ НЕ БЕЗ ПРОМЫСЛА БОЖИЯ

Письмо твое получил, в котором объясняешь безотрадное твое положение по причине постригающихся прежде тебя, по твоему мнению — и менее достойных. С одной стороны, жаль тебя, что ты так скорбишь, а с другой стороны, я считаю это дело и промыслительным для тебя, чтобы ты после снисходительно думала о имеющих находиться в подобном положении, и по опыту знала, как горько такое положение, и здраво об этом судила и рассуждала. Верховным апостолам попущено было искушение: Петру — отречение от Христа, а Павлу — гонение на христиан, чтобы после милостивы были к согрешающим. Напрасно и несправедливо ты думаешь, что дела делаются только через одних людей, без участия Промысла Божия. Кроме властей земных, на земле есть еще и Царь Небесный, Дух Святый, всем управляющий, к пользе нашей полезное устрояющий, неполезное отстраняющий. Держись за эту мысль и ты успокоишься, молясь за тех, на кого скорбишь и кого презираешь. Впрочем, никого презирать не следует. Мы не знаем, какой кто получит конец. О презирающих других читается в паремиях: "вздохнут и рекут: како сии, презираемые нами, обретошася в сынех Божиих".

Ты имеешь тайное, а явное можешь получить в свое время; поэтому, оставив все внешнее, позаботься о внутреннем спасении.

368. ТЕОРИЯ ПОХОЖА НА ПРИДВОРНУЮ ДАМУ, А ПРАКТИКА - НА МЕДВЕДЯ В ЛЕСУ

Главное твое безпокойство произошло оттого, что матери не захотели исполнить одного твоего желания: прибавить два года, чтобы получить тебе явное пострижение в мантию. Тебе кажется, что стыдно против других, когда младших и худших постригают. А такое обстоятельство нисколько не мешает спасению, а еще больше содействует оному. А в Шамординской общине все младшие, и младшими все дела управляются. Кроме того, можешь ли ты понести общежительной пищи, общей со всеми в трапезе, которая нередко бывает довольно грубая.

Преосвященный Феофан не так давно писал своей дочери духовной, у которой много планов и предположений, а она письмо это переслала ко мне. В этом письме сказано: теория похожа на придворную даму, а практика — на медведя из леса. Но чтобы без толку не толковать, испытаем твое предположение на самом деле. Потерпи до весны, а весной приезжай на месяц или более, и поживи в Шамордине, ходя в трапезу наряду с другими, а потом и потолкуем. Тогда сама увидишь, можешь или не можешь в юной общине жить без значения и на грубой пище.

369. ДЛЯ ИЗБЕЖАНИЯ СКОРБИ МОЛИСЬ ЗА ОБИЖАЮЩИХ. ЧИТАЙ ЕВАНГЕЛИЕ

Для избежания скорби, тебя отягощающей, потребно и необходимо молиться за ту особу, на которую скорбишь. И молиться так: "Спаси, Господи, и помилуй возлюбленную мать мою (имя), и за ея молитвами помоги мне, окаянной и грешной". Молиться так имеешь Евангельскую заповедь от Самого Господа, глаголющего (Мф. 5: 44): любите враги вашя ...благотворите ненавидящым вас... благословляйте кленущыя вас... и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы. Без такой молитвы нельзя избавиться скорби и успокоиться. А когда будешь молиться так, с верой и усердием, то и особа эта к тебе может перемениться на лучшее.

Советую тебе почаще и подолгу читать Евангелие, особенно от Иоанна. Читать так, чтобы только твои уши слышали; понимаешь-не понимаешь, — читай. Благодатное слово Евангельское сильно прогонять скуку и уныние, и успокоит тебя; только читай побольше и подольше, признавая такое искушение попущением Божиим к испытанию тебя и к обнаружению внутреннего затаенного залога, чтобы постараться об исцелении затаившейся болезни душевной Евангельским средством, указанным Самим Господом, глаголющим (Мф. 11: 29): научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Господь и через апостола глаголет (Рим. 12: 19): Мне отмщение, Аз воздам, то есть предоставь все Господу, и Господь воздаст, так как ты и не сильна воздать, хотя бы и хотела.

370. ПРИНИМАТЬ ЛИ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕЙ СЕСТЕР ОТ ПОСТРИГА?

Сестра о Господе и чадо духовное, мать N!

Письмо твое, от 28 февраля, получил 7 марта и зараз отвечаю тебе. Пишешь, что я сержусь на тебя, что долго не отвечаю. Нисколько я на тебя не сержусь, а болезнь и крайний недосуг не позволили мне писать тебе. И теперь пишу вкратце, по тем же причинам.

Поздравляю тебя с облачением в мантию и милости Божией желаю. Спрашиваешь, принимать ли тебе сестер от пострига? Скажи им, что, если вы не боитесь скорби, то я не отказываюсь; но только вперед говорю, что вас будут подозревать в наговорах мне и будут ненавидеть; вот вам и пример, одну я взяла с охотой, и теперь все ее гонят.