«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Старые твои письма отыскивать и вновь просматривать затруднительно мне; а когда совсем устроишься в монастыре, напиши или повтори мне, какие там бывают службы, и что в церкви читается, и много ли у тебя будет свободного времени, и много ли сил; тогда, пожалуй, что-нибудь напишу тебе. А теперь ничего не могу тебе назначать. Со своим уставом в чужой монастырь не входят; со своим уставом и в монастырь не приходят. Главное для тебя: слушаться, разумно по Бозе, монастырского начальства и прилаживаться к общим порядкам; келейно же — совершать в простоте что можешь, и Господь примет и малое правильцо, со смирением исполняемое. Не в том важность, какие правила исполняем, а как их исполняем. Ты все скорбишь в недоумении, что, может быть, не так делаешь. Святой Лествичник говорит, что сомневаться и долго пребывать в недоумении о чем-либо есть признак гордой и славолюбивой души. Пишешь: "и на здоровых нападает лень и немощь". Но здоровый может понудиться; у больного же, если сверх силы понудится, бывает смущение на смущение, по словам святого Исаака Сирина. Больному набрать себе разные правила — значит никогда не хотеть выйти из смущенного состояния... Ты меня часто спрашиваешь, а словам моим не внемлешь, и все держишься за свое мудрование. Сколько раз говорил и писал я тебе, что немощному и слабому, как говорит святой Иоанн Дамаскин, необходимее всего смирение и благодарение. И святой Иоанн Лествичник пишет: "Ежели кто телом немощен, а соделал многие согрешения, тот да шествует путем смирения и свойствами его. Иного бо ко спасению своему не обрящет он средства".

378. ОСТЕРЕГАЙСЯ ОТЫСКИВАТЬ ЧУДЕСНОЕ В ТВОЕЙ ДУШЕ

В письме от 29 сентября писала ты, что на девятый день, по отправке прежнего твоего письма, ты, стоя в Лавре за обедней, почувствовала, что письмо твое дошло до меня. Чувство твое обмануло тебя: письма твои от 5 августа я получил 13-го числа, а от 23 августа — 29-го числа; значит, не на девятый день. Ты все отыскиваешь чудесное в твоей жизни, и очень этим погрешаешь... Писала ты, что, находясь в тоске, ты молилась Матери Божией, — послать тебе издалека кого из рабов Своих из какой-либо дальней пустыни. Хотя после вышло, как будто молитва твоя исполнилась, но такая молитва весьма погрешительна, безрассудна и дерзновенна, и ведет к самообольщению. Вперед отнюдь не молись подобным образом, а молись просто, чтобы Господь и Матерь Божия помогли тебе, имиже ведят судьбами. Более же всего остерегайся верить твои снам и сновидениям, старайся забывать их, и не приписывай им никакого значения. В древности и великий старец (которого читаем параклис), через доверие снам, попал в обольщение вражие; и теперь у меня перед глазами есть некий пример, как человек может повредиться, доверяя снам. Для тебя же в этом требуется сугубая осторожность, так как ты и без того склонна к самообольщению и прелести вражией, и легко можешь запутаться. Преподобный Марк Подвижник пишет: "иное действие есть благодати, младенцу (духовному) неведомое, и иное действие злобы, истине уподобляемое. Добро же есть на таковая не взирати, прелести ради, ниже проклинати, истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное".

В письме от 26-го сентября ты опять спрашиваешь, за что попущена тебе сильная брань — за грехи или ко очищению, и прочее, то есть ты делаешь разные извороты: нельзя ли эту брань принять так, чтобы не нужно было мысленно смириться. Между тем, все это попускается, между прочим, именно к смирению возносительного нашего мудрования; сказать проще и короче — за гордость и за грехи.

Если у тебя есть письма к мирским особам старца батюшки отца Макария, прочти 55-е письмо (на страницах 123-128) и письма 72-е и 73-е (на странице 147, и далее).

379. КОГДА ЗАНЯТА ДЕЛОМ, ТО МЕНЬШЕ БЫВАЕТ МЫСЛЕННОЙ ПУТАНИЦЫ. СОВЕТУЕТ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ ДВУМ БЕДНЫМ ДЕВИЦАМ В ГОРОДЕ

Пишешь, что тебе поручено в монастыре письмоводство, и что вследствие этого ты отстала от молитвы, а тебе хотелось бы быть всегда в молитве или в Богомыслии. Высоко берешь, очень высоко! Есть пословица: "Сядь пониже, а то угоришь". Я уже писал тебе, что когда будешь занята делом, то меньше будет мысленной путаницы. Ты с этим соглашаешься, что это правда, а потом сама себе противоречишь, что тебе необходимо уединение и тишина кельи. А забыла, какую в лаврском твоем уединении испытывала брань.

Впрочем, что мне советовать тебе, когда у тебя и кроме меня много советников. Об мелочах спрашиваешь, а важные дела скрываешь и решаешь сама, так что мне остается только придакивать. Вот ты все искала благотворителей; сколько настаивала касательно этого. Тебе и выслали 100 рублей, а теперь, оказывается, что сама делаешь пожертвования в 3000 рублей. В таком случае, к чему искала благотворителей? Деньги, посланные тебе, могли бы быть назначены другим, кто действительно терпит нужду и нуждается в благотворительном пособии. Делай как хочешь; но я думаю, что тебе неполезно оставить за собой эти деньги (100 рублей), а следует отдать их нуждающимся. Если ты на это согласна, то я пришлю тебе адрес двух девиц в Мценске, у которых престарелые родители и которые находятся в крайности и терпят горькую нужду; если хочешь, можешь послать им деньги (100 рублей), полученные тобой от благотворителей. Советую послать этим девицам эти деньги немедленно и не отлагая, или все вдруг, или хоть в два раза, чтобы избавить душу от безрассудной тяготы.

380. О РАЗГОВОРЕ С МАТУШКОЙ ИГУМЕНИЕЙ. О САМОВОЛЬНОМ ПОСЛУШАНИИ. О ПРАВИЛЬНОМ ОБРАЩЕНИИ С ДЕНЬГАМИ

Пишешь, что начинаешь понемногу испытывать скорби монашеской жизни, и подверглась гонению, хотя малому. Какое это гонение, и в чем состоят твои скорби, ты не объясняешь, а в прежних письмах упоминала. Что в угодность матушке игумении и как бы в утешение ей судить и осуждать тех, с кем она имела неудовольствие. Но в Евангелии сказано (Мф. 7: 1-2): Не судите, да не судими будете. И опять: в нюже меру мерите, возмерится вам. Поэтому остерегайся судить или осуждать кого бы то ни было; и в разговорах с матушкой игуменией будь острожна: изъявляй ей свое участие, что сожалеете о скорбной ее жизни; а о других иной раз можете промолчать, или отвечать так: "Об этом не знаю что и сказать"; или выразиться так, чтобы для всех было безобидно, а для тебя безвредно. Умудряйся сама, и придумывай себе, как в каком случае отвечать матушке игумении, чтобы ее не оскорбить, и самой не грешить...

Спрашивала ты меня, можно ли тебе ходить на кухню картофель чистить, или посуду мыть, тайно, вопреки игумении? Никак не советую делать это. Преподобный Варсонофий, в ответах авве Дорофею, говорит: "Не должно самому собою вызываться на исполнение низких дел, ибо это ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию, и более делает вреда нежели пользы. Но когда повелят что-либо, не противоречить, а исполнять с послушанием, — вот что приводит к преуспеянию".

Пишешь: "Я так не люблю денег, что у меня они никогда долго не держатся; потому и бываю всегда без денег, а после занимаю". Но ведь это безтолковщина, и в этом нужно не оправдываться, а лучше укорять себя, и постараться исправиться. Если бы мог человек питаться и одеваться воздухом, тогда бы он справедливо пренебрегал деньгами, которые ему, как кажется, иногда надоедают. А как во время холода и голода нельзя пренебрегать потребной одеждой и пищей, так нельзя пренебрегать теми средствами, через которые пища и одежда приобретаются. У святых отцов говорится, что "краи бесовския суть", то есть что крайности происходят от подущения душевных врагов. Безрассудно быть пристрастну к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими; то и другое худо, и ведет не только к смущению, но даже и ко вреду душевному через разные путаницы от неправильного пренебрежения. Деньги, сами по себе или, вернее, по цели, назначенной от Бога, вещь весьма полезная. Они заменяют недостаток простоты и любви между людьми. Без денег кто бы расчел людей? Были бы вечные споры и ссоры и даже драки до убийства; а малыми монетами и даже ничтожными бумажками люди от всего этого избавляются, сами не понимая того. Вред не от денег, а от безрассудной жадности, или скупости, или от злоупотребления, пожалуй, скажем - и от неправильного пренебрежения. Пользуйся употреблением денег правильно, — и будешь покойна. Мир тебе и Божие благословение.

381. НЕПОЛЕЗНО СЛЕПО ПОДРАЖАТЬ ДРУГИМ, ИБО У КАЖДОГО СВОЙ ПУТЬ

Спрашиваешь, не жить ли тебе со старой монахиней, чтобы спрашивать ее, как что делать и с ней читать правило; и думаешь, что тогда успокоишься. Но это заблуждение. Пути человеческие различны; и если будем смотреть на других, как они живут, и им подражать, то из этого выйдет одна путаница, приводящая к осуждению, а каждый должен о себе спрашивать отца своего духовного, к кому относиться, и поступать согласно с этим. Монахиня, с которой ты стала бы жить, меня не знает, — а ты относилась и относишься к моей худости; что же бы вышло из вашего купно — жития? Она бы тебя спутала, а ты бы ей досадила. Пребывание с другими нужно нам не для того, чтобы со всеми советоваться и им подражать, а чтобы в соображении с ними познавать душевные свои немощи и смиряться перед ближними. А это можешь делать и не живя со старицей; и без этого можешь из разных случаев и от разных людей познавать свои немощи, и поучаться кротости, и смирению, и терпению. Посылаю тебе листок с означением канонов, как они читаются у нас в скиту. Если что из означенного выслушаешь в церкви, того в келье уже не нужно читать, а что в церкви не читается, то можешь читать у себя в келье, если имеешь время и силы. А если когда чего не успеешь вычитать, по немощи и другим обстоятельствам, то не смущаться, а заменять оное смиренным самоукоренением. Но прежде всего должно тебе всегда помнить слова преподобного Макария Египетского: "Если кто принуждает себя к молитве, пока не приимет дарования от Бога, а к смиренномудрию, к любви, к кротости, и к прочим добродетелям не приневоливает и не нудит себя в той же мере, то бывает иногда к нему Божия благодать, по его молитве и прошению, потому что благ и милостив Бог, и просящим у Него дает просимое. Но не приуготовив и не приучив себя к исчисленным выше добродетелям, — или утрачивает он милость Божию, или приемлет и падает, или не преуспевает от высокоумия, потому что не предает себя от всего произволения заповедям Господним" (Из 7-ми слов. 1-е слово. Отд. 14).