«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Если бы ты могла умудриться свозить брата своего к Преподобному Сергию и в пещерах отслужить с ним молебен перед чудотворной иконой Божией Матери, называемой Черниговской, предварительно приготовив хорошего духовника для брата, то это было бы хорошо, потому что после молебна перед сей иконой поврежденные в уме приходили в здравый смысл и хорошо исповедовались, и через это исцелялись.

391. ОБ УЖАСНОЙ КОНЧИНЕ КУПЕЧЕСКОЙ ВДОВЫ. О БОЛЕЗНИ, И О ТОМ, ЧТО ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ ЕСТЬ ЛИЦЕЗРЕНИЕ ХРИСТОВО, А МУКА ВЕЧНАЯ - ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ХРИСТА. О СЛОВАХ СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА. О СЛЕЗАХ

Пишешь, что в вашей обители несколько времени жила одна купеческая вдова, довольно задолжавшая бедным сестрам и бедным мирским людям, потом она уехала на родину и там умерла страшной кончиной, высунув язык, который и после не могли вправить. Ты спрашиваешь причину такой страшной кончины. Судьбы Божий для нас неисповедимы, а можно только сказать, что, во-первых, неблагонамеренно брать у бедных людей деньги, без уплаты оных, ибо это принадлежит к грехам, вопиющим на небо, как и мзда наемнича, по сказанному в псалмах (Пс. 36: 21): Заемлет грешный и не возвратит; а во-вторых, должно быть, особа эта много грешила языком, от которого ни за горами, ни за морями не укроешься, и видно — в этом не покаялась; в-третьих, такие страшные кончины бывают и для вразумления оставшихся живых, чтобы были осторожны и страшились нарушать заповедь Божию или, по крайней мере, позаботились приносить искреннее покаяние во грехах своих, чтобы смерть не постигла их неготовых.

Пишешь, что здоровье твое значительно ослабело и ослабевает, так что матушка игумения отправляет тебя к доктору посоветоваться о своем нездоровье. Не противься ей в этом: можешь попробовать и полечиться, если будет помогать лечение; только своей главной мысли держись — предаваться в волю Божию и молить милосердного Господа, да устроит о тебе полезное, имиже весть судьбами, и как будет угодно благости Его. Также пишешь, что ты теперь, как от болезненного состояния, так и от настроения душевного, часто плачешь и более всего молишь Бога о том, чтобы в будущей жизни не лишиться тебе лицезрения Христова; и спрашиваешь, не гордая ли это мысль? Нет. Только ты не так понимаешь эту мысль, потому что все, помилованные от Господа, будут сподоблены лицезрения Христова; и Царствие Небесное ничто иное есть, как радость о Христе Спасителе, от лицезрения Его. Так и напротив, отлученные от Христа будут лишены и Царствия Небесного, и отосланы в муку. А святитель Златоуст говорит, что быть отлученным от Христа страшнее геенны и мучительнее всякой муки. Преподобный Феогност в последней главе говорит: "Если кто не надеется быть там, где Святая Троица, тот да постарается не лишиться лицезрения воплотившегося Христа". А святой Лествичник (в 29-й степени, в 14-й главе) пишет, что достигшие безстрастия будут там, где Троица. В средней мере находящиеся будут иметь различные обители. А получившие прощение грехов сподобятся быть внутри райской ограды; и последние не Должны лишиться лицезрения Христова. Но тебя смутило слово преподобного Симеона Нового Богослова, который говорит: "Кто в здешней жизни не узрит Христа в своем сердце, тот не узрит Его и в будущей жизни". Пишешь, что для тебя это изречение ужасающее. Успокойся, и не безпокойся много. Если бы не были прибавлены слова, — "в своем сердце", тогда действительно было бы это изречение ужасающее. А зреть Христа в сердце своем, — смиренный Никита Стифат объясняет так: "егда кто горячесть души своей в залогственной вере зрит расширяему и Божию любовь: тогда Христа носити да весть в себе, еже от земли и видимых действующи возвышение души его, и на небесех жилище уготовляюща ей", и прочее. ("Добротолюбие", ч. 4-я, сотница третья, глава 23-я). И апостол Павел пишет: Себе искушайте, аще есте в вере... Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть; Разве точию чим неискусни есте (2 Кор. 13: 5). И паки: вселитися Христу верою в сердца ваша (Еф. 3: 17). И паки: верою бо ходим, а не видением (2 Кор. 5: 7). Значит, вся сила в вере.

Еще пишешь, что и Петр Дамаскин смутил тебя сказанным во 2-й части, в 8-м слове, о слезах, что они, прежде очищения от страстей, не что иное, как прелесть демонов. Вновь перечитай эту главу со вниманием. Там не так сказано, и не тот смысл; ты очень усилила. Тут главный смысл — безпристрастие; и говорит, что слезы живущих посреди человек, в попечении о вещах чувственных, то есть мирских, бывают от посмеяния и окрадения демонов. А твои хлопоты по казначейской обязанности не относятся к такому попечению; что делается за святое послушание, по монастырской обязанности, того нельзя назвать попечением суетным. Разумеется, что, и при таких случаях, должна внимательно беречь себя и вести себя в страхе Божием с охранением совести. Правда, что слезы, прежде очищения от страстей, бывают не совсем чисты, но они, по слову Лествичника, очищаются и делаются правильными, если человек при плаче и слезах всегда помышляет об исходе от сей жизни и предстоянии на Страшном Суде и о последнем на нем изречении; а потом очищают и душу плачущего. При слезах всячески должно беречься тщеславия и возношения, от которых слезы делаются подобными болотной воде, где заводятся пиявицы и другие безобразные гады. Во-вторых, при слезах, по слову Лествичника, должно всячески оберегаться обольщения безсловесной радостью, чтобы не принять волка вместо пастыря. Святый сей с удивлением говорит, до какой степени ухитрился лукавый враг, что источник добродетели, то есть плач, превращает в источник страстей.

Если может человек плакать, то благоразумно да плачет во смирении, с сокрушением сердечным, и памятью о своих согрешениях (только не плотских подробностей: сие бо более вредно), и памятью смерти и суда Божия. Святой Лествичник пишет, что в воде слез потопляется мысленный фараон, который от апостола Петра называется львом рыкающим, как и тебе самой некогда представлялось. Справедливо сказано, что в воде слез и умиленном плаче нет места этому льву, рыкающему и ищущему кого-либо поглотить. Мать N. спрашивает, можно ли у себя держать деньги сестер на хранении. Если бы сохранялся древний строгий порядок общежития, когда живущим выдавалось все потребное, в таком случае было бы это неприличным и можно бы считать не должным; а в настоящее время, по общей немощи как начальствующих, так и подчиненных, возбранить этого совершенно нельзя. Бывает нужда и необходимая потребность для последних.

392. О БОЛЕЗНИ И СЕСТРИНСКИХ МОЛИТВАХ

Уведомляешь меня, что болезнь твоя настолько усилилась, что ты, окладенная подушками, пишешь ко мне письмо, и за тебя уже молятся на церковных прошениях; и все сестры усердно желают, чтобы ты выздоровела, а тебе не желается встать от болезни, и потому неприятны тебе сестринские молитвы о твоем выздоровлении. Как бы ни молились, и о чем бы ни просили Господа касательно тебя, испрашивают тебе от Господа помилования. Потому и не отвергай сестринских молитв и сестринского усердия, а предавай себя в волю Божию, как будет угодно Господу, так о тебе и да сотворит, точию да не лишит тебя милости Своей и желаемого тобой лицезрения, называясь через пророка Отцом будущего века.

393. О ЧАСТОМ ПРИЧАЩЕНИИ СВЯТЫХ ТАЙН. О СЛЕЗАХ В ЦЕРКВИ. О НАРУШЕНИИ ПОСТА ПО БОЛЕЗНИ

Ты в болезни приобщалась Святых Тайн Христовых каждую неделю, и сомневаешься, не часто ли. В серьезной и сомнительной болезни можно приобщаться Святых Тайн и чаще. Нисколько не сомневайся в этом. Еще пишешь, что если удерживаешь слезы в церкви, то расстраиваешься духом. Поэтому очень не понуждаися слезы удерживать в церкви; а если кто станет говорить об этом, отвечай, что у тебя от болезни ослабели нервы; а только слезы эти считай окраденными от тщеславия, смирение же может пополнять этот недостаток.

Пишешь, что боишься, простит ли тебе Господь грехи. Веруй несомненно, что простит, пришедый в мир грешныя спасти, и за грешных распныйся волею. Спрашиваешь, если доктор и мать игумения будут принуждать есть рыбу в Великий пост, как тебе быть? Если будешь очень изнемогать от постной пищи, то можешь согласиться употреблять и рыбу по болезни; а после в этом должно приносить покаяние. Впрочем, смотри и на свою совесть, насколько она может вместить это разрешение. В книге аввы Дорофея сказано, что по вере и зелье или картофель может заменять яйцо. Всячески надо испробовать, насколько сносна будет для тебя постная пища, хоть бы немножко и пострадать, а затем и видно будет, на что должно решиться. Видение матери N можно принимать в подтверждение Евангельских слов (Мф. 24: 42; 25: 13): будите готовы на всякое время, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет. В болезни чумы никто другой действует, как посланный от Господа Ангел наказания, и за жестокое страдание всячески будет и милость от Господа умирающим такой смертью.

394. ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА "ДОВЛЕТВОРЕНИЕ" ЗА ГРЕХИ. ОБЪЯСНЕНИЕ СНА

В письме пишешь, что враг нападает на тебя помыслами отчаяния, представляя, что на мытарствах враги похитят твою душу и сведут во тьму, так что от этих помыслов ты не можешь с умилением и молиться; и тебе стало представляться, что покаяние твое мало в сравнении с твоими грехами, что все-таки за них нужно "довлетворение" понести, сообразное с грехами, и тогда только получишь прощение.

На все это скажу тебе, что слово "довлетворение" из Католической Церкви перешло в Православную; а чисто православное верование такое, что если христианин согрешил, то он, по праведному суду Божию, для избежания вечного наказания, должен при покаянии понести какое-нибудь наказание временное, но малое в сравнении с грехами — или болезнь, или беду какую, или безчестие. Остальное же восполняет милость Божия. Благоразумный разбойник разбойничал 30 лет, а понес наказание — только три часа повисел на кресте с перебитыми голенями. Правда, что наказание тяжелое, но может ли оно послужить удовлетворением за 30-летнее разбойничество? Суди сама. В книге Исаака Сирина (в слове 71-м, на странице 406-й) сказано, что одному посылается болезнь в продолжение жизни, а другому — перед смертью, но зато болезнь тягчайшая, но все-таки она не может, особенно в последнем случае, служить полным удовлетворением за грехи, а только малым наказанием. И из этого места видно, что труды покаяния и всякое злострадание может служить только средством хранения и отражения или усмирения страстей, а не "довлетворением".