«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Держись и ты этого предписания, и как будет тебе возможно, так и произноси молитву, иногда умную, иногда устную, а на свободе и сердечную, если Бог поможет. А при немощах и неисправностях кайся и смиряйся, но не смущайся.

401. ЧТО ЧИТАТЬ БРАТУ МАЛОВЕРНОМУ?

Спрашиваешь, какую лучше дать книгу для прочтения брату твоему слабоверному. Он желает читать древних писателей, поэтому дай ему прежде прочитать житие Андрея Юродивого; и если это житие сколько-нибудь благотворно на него подействует, то можешь предложить ему читать святителя Иоанна Златоуста "Толкование на Евангелие от Матфея и Иоанна". А еще бы лучше было, если бы ты могла ему послать книгу на славянском языке, называемую "Маргарит", то есть избранные поучения святителя Златоуста. И славянский язык, не совсем ясный, и великие и неудобопостижимые истины заставили бы подумать нового умника, который от суемудрых научился только тому верить, что видит и что осязает руками. Можешь брата своего спросить: ведь он души своей не видит, а верит, что душа в нем есть. То же должен разуметь о мысленных и духовных предметах. И еще можешь спросить его: Америки он не видал, а верит, что Америка есть.

402. ОБ АНТИХРИСТЕ И ЕГО ПРЕДТЕЧАХ

Ты боишься дожить до времен антихриста. Милостив Господь. Мы с тобой до этого едва ли доживем, а только нас немного попугают предтечи антихристовы, восстающие против церковной и предержащей власти, так как антихрист должен прийти во время совершенного безначалия, о котором и хлопочут предтечи антихристовы.

403. ОБ ИГУМЕНСТВЕ НЕ СМУЩАЙСЯ

Касательно игуменства, о чем предрекал Иванушка, положись на волю Божию и веруй, что Господь никому не посылает искушений выше сил; и если кого определяет на какое-либо служение, то в то же время готов бывает подавать и Свою всесильную помощь обращающимся к Нему с верой и усердием.

404. О ВОРОВСТВЕ В ОБИТЕЛИ И О ХРАНЕНИИ У СЕБЯ ЧУЖИХ ДЕНЕГ

Пишешь, что через случившееся воровство в обители матушка N лишилась всего капитала, не пожелав последовать решению мудрому старинных людей, — в случившейся беде делить погрешности пополам. Тогда бы скорбь ее была легче. А теперь, отдав все, думает бежать из обители. Но это неосновательно, очень неосновательно. От беды и скорби никуда не уйдет. Лучше будет, если она, осознав искренно свою неисправную жизнь перед Богом и разные мысленные уклонения от правого пути, останется в обители, чтобы терпением со смирением заглаждать бывшие погрешности. Впрочем, так думаю аз, грешный и неисправный; а она как знает и найдет лучше, тако и да сотворит.

Припомнилось мне, что ты когда-то писала (видела во сне), что какие-то странные воины, взяв вас с матушкой N из среды сестер, только двух распинали, а прочих никого не тронули. Смотри, как бы тебе не пришлось из-за чуждого дела пострадать так же, как случилось с матушкой N. Хотя в Евангелии сказано (Мф. 5: 44): любите враги вашя... добро творите ненавидящим вас, но любовь эта должна выражаться совсем в ином, а не в том, чтобы хранить чужое, что могут похитить. От такого хранения ты невольно можешь подвергаться смущению из опасения... Кажется, лучше бы было, если бы ты возвратила взятое и посоветовала хозяйке положить это на хранение в государственный банк.

Должно быть, и ты читала в "Отечнике". Скитские старцы собрались на собор судить подверженного воровству и решили так: все другие немощи можно нести, а подверженного воровству должно удалять, потому что он всех смущает.

Скажи от меня, грешного, матушке N, чтобы она попросила половину отданного назад и оставалась бы жить в обители по-прежнему.

Полезно всем нам почаще прочитывать псалом: Терпя потерпех Господа и внят ми... и далее (Пс. 39: 2). И сказаное в другом псалме: Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя (Пс. 120: 3). Опять хочется повторить тебе касательно хранения не своего, чтобы не случилось подобного, как с матушкой N. Тогда будет воистину распятие, и особенно, если это случится при жизни матушки игумении. Иванушка толкует, а матушка игумения живет да живет.

Всеблагий Господь долготерпит всем нам, хотя по молитвам всех нас, аще точию сами мы не воспротивимся сему, или не вознерадим.