«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

404. О ВОРОВСТВЕ В ОБИТЕЛИ И О ХРАНЕНИИ У СЕБЯ ЧУЖИХ ДЕНЕГ

Пишешь, что через случившееся воровство в обители матушка N лишилась всего капитала, не пожелав последовать решению мудрому старинных людей, — в случившейся беде делить погрешности пополам. Тогда бы скорбь ее была легче. А теперь, отдав все, думает бежать из обители. Но это неосновательно, очень неосновательно. От беды и скорби никуда не уйдет. Лучше будет, если она, осознав искренно свою неисправную жизнь перед Богом и разные мысленные уклонения от правого пути, останется в обители, чтобы терпением со смирением заглаждать бывшие погрешности. Впрочем, так думаю аз, грешный и неисправный; а она как знает и найдет лучше, тако и да сотворит.

Припомнилось мне, что ты когда-то писала (видела во сне), что какие-то странные воины, взяв вас с матушкой N из среды сестер, только двух распинали, а прочих никого не тронули. Смотри, как бы тебе не пришлось из-за чуждого дела пострадать так же, как случилось с матушкой N. Хотя в Евангелии сказано (Мф. 5: 44): любите враги вашя... добро творите ненавидящим вас, но любовь эта должна выражаться совсем в ином, а не в том, чтобы хранить чужое, что могут похитить. От такого хранения ты невольно можешь подвергаться смущению из опасения... Кажется, лучше бы было, если бы ты возвратила взятое и посоветовала хозяйке положить это на хранение в государственный банк.

Должно быть, и ты читала в "Отечнике". Скитские старцы собрались на собор судить подверженного воровству и решили так: все другие немощи можно нести, а подверженного воровству должно удалять, потому что он всех смущает.

Скажи от меня, грешного, матушке N, чтобы она попросила половину отданного назад и оставалась бы жить в обители по-прежнему.

Полезно всем нам почаще прочитывать псалом: Терпя потерпех Господа и внят ми... и далее (Пс. 39: 2). И сказаное в другом псалме: Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя (Пс. 120: 3). Опять хочется повторить тебе касательно хранения не своего, чтобы не случилось подобного, как с матушкой N. Тогда будет воистину распятие, и особенно, если это случится при жизни матушки игумении. Иванушка толкует, а матушка игумения живет да живет.

Всеблагий Господь долготерпит всем нам, хотя по молитвам всех нас, аще точию сами мы не воспротивимся сему, или не вознерадим.

405. НЕ НУЖНО ЖАЛЕТЬ О ПОСТУПЛЕНИИ В МОНАСТЫРЬ. СНОВА О БОЯЗНИ ИГУМЕНСТВА

Как ни скорбно, как ни прискорбно тебе, но раскаиваться не следует, что пошла в монастырь. Во всяком случае, вернее и благонадежнее то, что мы находимся Промыслом Божиим в монастыре и более имеем надежды получить милость Божию, поступив в монастырь, нежели бы оставшись в миру. И "в мире скорбни будете" сказано в Евангелии. Лучше потерпеть скорби в монастыре. Можно получить большую милость Божию.

Пишешь, что мать игумения ваша ослабела от нездоровья и слабости, и боишься, что тебя назначат начальницей. В этом случае предайся воле Божией, и будешь покойнее; а может быть, и не назначат как-нибудь. А если бы назначили, то знай, что и начальство есть также послушание, которое должно проходить по страху Божию, с хранением совести как в присутствии Божием, по указанным правилам. Преподобный Петр Дамаскин пишет, что везде есть спасаемые и погибающие, и в начальстве и в подчинении. Начало же спасения состоит в том, чтобы оставить свои хотения и разумения, и сотворить Божии хотения.

406. МОНАХИНЕ ЕХАТЬ В КРЫМ ДЛЯ КУПАНИЯ НЕПРИЛИЧНО, А НА БОГОМОЛЬЕ ЕХАТЬ В КИЕВ МОЖНО

Пишешь, что игумения, мать N, приглашает тебя ехать с ней в Иерусалим, и ты под этим предлогом думаешь попроситься у своей матери игумении отправиться в Крым для лечения морским купанием. Но такое купание в Крыму монахине несвойственно и неприлично. Вот, слышно, что Царская фамилия отправилась в Крым; поэтому там по всем местам будет многолюдство непомерное. А в Киев попроситься можешь — на поклонение Царице Небесной и мощам угодников Божиих. Если в Киев не пустят, попросись в какое-либо другое место, в Задонск или Воронеж; а при такой поездке можешь заехать и к нам. По нужде же можешь приехать к нам через Вязьму и Тихонову пустынь, попросившись в Сергиеву Лавру или к родным.

407. БРОШЮРА ОБ АФОНСКИХ ИНОКАХ. О ПОЛЬЗЕ МОЛИТВЫ ЗА УМЕРШИХ. О ДАННОМ ОБЕТЕ И О ВИДЕННОМ СНЕ

Пишешь, что враги душевные, через случай брошюрки Афонской Горы, так тебя смутили, что ты дня три молиться не могла от смущения и отчаяния, и доселе продолжают несколько смущать по поводу этого случая. А описанное в брошюрке обстоятельство более внушает благонадежие, нежели отчаяние. Я отыскал эту брошюрку у одного брата и читал; сказано там: некто, живя на Афоне, любил ходить по гостям, так что редко заставали его и в келье своей; также сказано, что не всегда он исполнял свое келейное правило; перед смертью тяжко проболел целый месяц и под конец ежедневно приобщался Святых Таин; но по смерти своей через два месяца явился во сне одному брату, близкому к нему, невеселый, и сказал, что он находится в темнице. Видевший объявил это братии. Благоговейные братия усилили свои молитвы о нем, а иеромонахи поминали на литургии. Опять через два месяца покойник является, веселый, и в глазах видевшего перебежал реку по узкой жердочке, и очень скоро взошел на гору, которая простиралась до небес. Обстоятельством этим явно показывается, как полезно церковное поминовение и частые молитвы покойникам покаявшимся, но не понесшим или не успевшим понести епитимии. Ежели человек согрешил, то, по правосудию Божию, должен понести мучение или томление: покаявшимся — временное, а непокаявшимся — вечное. Христос Господь при распятии сказал благоразумному разбойнику (Лк. 23: 43): днесь со Мною будеши в раи. Но после слов Христа Спасителя этому разбойнику перебили голени, и он несколько часов мучился, вися на одних руках. Так и всякий грешник покаявшийся, если не понесет епитимии добровольной в подвиге поста, и молитвы, и поклонов, или невольной долговременной болезни, или через другие скорби, то по смерти своей требует поминовения, чтобы избавиться от темницы, как означенный покойник.