«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вот как думаю аз, грешный, так и пишу вам убогий мой совет.

Вы же рассмотрите сами снова дело это и, здраво обсудив оное, сделайте так, как будет полезно и душе вашей, и всем детям вашим.

Призывая на вас и на все семейство ваше мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

97. ПРАВЫЙ СУД СУДИТЕ

Письмо твое получил, из содержания которого видно, что ты одного очень-очень извиняешь, а другого стараешься паче должного обвинять и в том, в чем он заслуживает извинения, забывая свидетельство слова Божия, глаголющее: "правый суд судите". И тебе, как заботящейся об исполнении христианских обязанностей, должно судить на основании слова Божия и правды Евангельской, а не на основании ложного мнения, вытекающего из горделивых мнений большего света. Но если и по этому суд судить, то и большой свет имеет свое приличие и неприличие, и что принято, и не принято; и никому не дозволено извиняться своими привычками, если бы хотел нарушить правила благоприличия. Мало ли теперь таких людей, которых некоторые знали еще детьми; но ни за кем из последних не осталось права называть прежде бывших людей полуименем, когда они вступили уже в круг общества. Попробуй-ка назвать полуименем того, кто хочет извинить себя привычкой, или хоть его половину, как он отзовется? Так должно рассуждать и о других людях. Особенно не должно обвинять в подобных претензиях мужа за жену, потому что, по слову Премудрого, исполнена... ревности ярость мужа... не изменит ни единою ценою вражды, ниже разрешится многими дармй (Притч. 6: 34-35).

Ты опасаешься, что эта история дойдет до А. Но кто тогда будет виноват? От кого она вышла? От известного человека больше ничего не требовалось, как только, чтобы он говорил "Вы" и называл его по имени и отчеству. А он не захотел исполнить этого справедливого требования, согласного и со светскими правилами; и вместо того поднял целую бурю. И теперь сами вы разглашаете эту историю, наводите следствие, допрашиваете слепую старуху, и так далее; видно, у вас ум зашел за разум. И потому, если это дойдет до А., то перед Богом и перед людьми будешь виновата ты. Но хуже всего, что вы этими толками смутили малодушную А.; и что ты и В., в ее положении, огорчила своим письмом, на которое она отвечать не может, а переслала его мне.

98. КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО

Молящиеся от души быти рабы Божия Н.А. и М.Т.

О, если бы на самом деле были вы рабы Божии! Тогда зело порадовалась бы грешная душа моя. Но вот горе: "елико отстоят востоцы от запад, толико отстоит слово от самого дела", — рек некто, торговец Козельский. Истинно слово сие. Иное есть — мнетися, и иное — на самом деле быти рабами Божиими. Почитающие себя рабами Божиими не перестают судити о том, и о другом, и почти обо всем. Истинные же рабы Божии не позволяют себе судить ни о чем. Они твердо помнят Евангельскую притчу Господню (Лк. 18: 10-13): человека два внидоста в церковь помолитися: един фарисей, и другий мытарь. И начат фарисей исчитати пред Господем добрыя качества свои, и был отвержен за сие Господом. Мытарь же, не смеяше и очию возвести на небо, и со смирением моляшеся: Боже, милостив буди мне грешнику! И за сие, несмотря на многое количество согрешений своих, не только получил прощение, но и оправдание.

О, если бы мнящиеся быти рабы Божии уразумели силу притчи сея! — то, паки скажу, зело бы утешили грешную душу мою, если не делом, то, по крайней мере, истинным разумением. Написал так, потому что в письме вашем, без числа, присланном по приезде вашем, сказано, что в монастырях лучше бы избирать качество, а не количество. Но спрошу вас: где бывает качество без количества? Во всех учебных заведениях начинается дело сперва с количества, из которого после выходят качественные люди; и это опять качество, по времени и степеням, изменяется не только в заведениях, но и после, на службе. Если в человеческих делах так, отчего в Божественных, по-вашему, должно быть не так? Да на вас прямо укажу. Сколько лет заботитесь вы о качестве, а много успели? Не одно ли на деле выходит количество согрешений? Если с вами так, почему над другими должно быть иначе? М.Т. пусть сама мне напишет о своих мнениях и разумениях. А по чужим мнениям и разумениям решение делать неудобно и погрешительно.

99. ДЕВСТВО И СУПРУЖЕСТВО

Письмо ваше получил. Прежде отвечал я вам одно, по содержанию прежнего письма; а теперь, кажется, придется отвечать другое, потому что содержание письма — почти другое. Хотя вы и не давали обещания поступить в монастырь, но имели намерение не вступать в супружество, а оставаться девой, служа в этом положении Христу Богу, Жениху Небесному. Но различия в этом мало; поступить ли девой в монастырь, или оставаться девой в миру для служения Богу, кроме обетов монашеских, почти все равно. Различие только то, что в монастыре удобнее соблюдать девство, хотя, по-видимому, и труднее. Апостол не указывает места, а говорит просто (1 Кор. 7: 33-34): посягшая печется... како угодити мужу, а непосягшая печется... како угодити Господеви. Разделися жена и дева. Вы пишете, что поколебались в прежнем намерении. Хотя и имеете малое, по-видимому, извинение в том, что не давали обещания поступить в монастырь; но все-таки, это поверхностное извинение не успокаивает вас, а наводит тревожное опасение, как бы вам не лишиться вечного блаженства в будущей жизни, ища ненадежного счастья в миру. Поэтому не спешите, а рассмотрите дело супружества со всех сторон, и рассмотрите основательно. Также не мешает рассмотреть и разузнать хорошенько то самое лицо, с которым думаете обрести благополучие мирское, — кроме собственных свойств его, рассмотреть и самое его положение, и самые обстоятельства, его окружающие. Все это в совокупности имеет великое значение. По замечанию некоторых, в самой фамилии людей выражается иногда благоприятное и неблагоприятное свойство. Все это пишу не для того, чтобы желал я отторгнуть вас от предположенного намерения. Решение этого дела предоставляю вам самим; а написал все сказанное для того, чтобы подать вам повод и способ рассмотреть это важное дело со всех сторон, и потом уже решить основательно, чтобы после безполезно не раскаиваться. Сверх того прибавлю, что и девой в миру неудобно остаться, как вы предполагали, чтобы жить в каком-то несбыточном и неосновательном уединении, одной со священными книгами, руководствуясь одним благим намерением. Ежели никто не может сам собой научиться наукам человеческим, накупив все возможные к тому книги, то еще более неудобно и невозможно научиться самому собой науке духовной, которая называется наукой наук и художеством художеств.

100. НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА. ПРЕДАННОСТЬ В ВОЛЮ БОЖИЮ

Скорбное письмо ваше получил, какого не ожидал. Что делать? Хотя неприятно, и очень неприятно встретившее вас обстоятельство, но будем судить об этом по словам старинных опытных людей, которые давно решили, что "нет худа без добра". Может быть, и для вас это неприятное обстоятельство послужит основательным поводом ко взятию своей части из капитала вдруг, чтобы скорее развязаться и жить так, как вам угодно и где угодно; Господь устрояет нашу душевную пользу часто и через неприятные обстоятельства. (Сыну) смерти не желай и не намаливай, потому что ты не знаешь, что для него полезнее, — жить или не жить. Господь же, как Всеведущий и Всеблагий, да устроит о нем и о тебе полезное; и вместо неправильной молитвы лучше подавай на проскомидию записку с именами сына и невестки, о здравии и спасении, чтобы вынимали за них части. Это будет средство вернее и надежнее. О капитале много не думай; не может быть, чтобы он так скоро расстроился. Если меньше дел будет, зато меньше и хлопот будет. Сама теперь видишь, что счастье человека не в великом капитале.