«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В юности человек часто не понимает должного, а в старости большею частью дряхл и слаб бывает. Дряхлый же и слабый к какому подвигу способен? Как же быть нам, грешным, и без подвига рослабевшим? Одно остается — утешать себя словами апостола, глаголющаго: Верно слово и всякого приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти (1 Тим. 1: 15). Он, по неизреченному Своему милосердию и человеколюбию, не отвергает и в единонадесятый час жизни приходящих к Нему с покаянием и повелевает дать им мзду, как и понесшим тяготу дне и вар. Поэтому и мы, грешные и слабые, не обленимся каяться и смиряться и терпеть посылаемые скорби и болезни, внимая Евангельскому слову Господа: в терпении вашем стяжите душы вашя; претерпевши же до конца, той спасен будет (Лк. 21: 19; Мф. 10: 22) .

Рождейся от Пренепорочныя Девы и Един Свят помилуй нас, грешных. Аминь.

27. ОБЪЯСНЕНИЕ СЛОВ ПАСХАЛЬНОГО КАНОНА: "НЫНЕ ВСЯ ИСПОЛНИШАСЯ СВЕТА…"

Сестры о Господе и матери!

Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе!

Паки и паки милосердием и долготерпением Божиим сподобляемся встретить всерадостный и светоносный праздник Воскресения Христова, с которым и поздравляю вас. По обычаю своему, для пользы душевной предлагаю на рассмотрение вам тропарь третьей песни Пасхального канона.

"Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя. Да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается".

Из сказанных слов видим, что свет Воскресения Христова озарил небо и землю и преисподнюю, но одинаковое ли произвел действие и влияние?.. Нет! Неодинаковое.

Ангелы на небе исполнились неизреченной радости, потому что Воскресением Христовым они сподобились большого откровения таинств, так же радовались они и о спасении людей веровавших, как меньших своих братии. Напротив, ангелы, за гордость низверженные в преисподнюю, сперва пришли в величайший страх и замешательство, а потом еще в большую злобу и зависть и неистовство, потому что Воскресением Христовым разрушилась их лукавая держава и власть темная, и содержимые ими во аде души праотцов изведены Господом из ада и введены в рай; радовались только изведенные из ада души. Так же и на земле Воскресение Христово произвело неодинаковое действие и влияние. Уверовавшие во Христа исполнялись неизреченной радости, услышав о Воскресении Его, а, напротив, злобные и завистливые евреи пришли в большую злобу и зависть и неистовство, и за нераскаянность свою лишились благоволения Божия, рассеяны по всей вселенной и у всех народов находятся в великом презрении. Равно и из язычников — одни принимали веру во Христа, а другие не только упорно оставались в заблуждении, но и приходили в большое неистовство против верующих и подвергали их разным мукам.

Из всего этого какое мы для себя выведем назидание и духовное вразумление? Именно то, что вера, незлобие, смирение, любовь и доброжелательство к другим выше всех добродетелей, как свидетельствует Сам Господь в Евангелии, глаголя: милости хощу, а не жертвы (Мф. 9: 13), то есть паче жертвы. А, напротив, неверие, лукавство, зависть, злоба и ненависть хуже всех грехов и зловреднее всех страстей и пороков.

Как же быть тем, которых как бы невольно тревожат и безпокоят нелюбовь и злоба, зависть и ненависть или смущает неверие?

Прежде всего должно обратить внимание на причины сих страстей и против этих причин употребить приличное духовное врачевство. Причина неверия — любовь к земной славе, как свидетельствует Сам Господь во Святом Евангелии: Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единого Бога, не ищете (Ин. 5: 44). А зависть и злоба и ненависть происходят от гордости и от неимения любви к ближним. Врачевство же против сих страстей: во-первых, смиренное и искреннее сознание своей немощи пред Богом и духовным отцом; во-вторых, Евангельское понуждение не действовать по влечению сих страстей, а делать противное им; третье врачевство — искать во всем только славы Божией и от Бога; четвертое врачевство — смиренное испрашивание помощи Божией псаломскими словами: Господи!.. От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (или рабу Твою) (Пс. 18:13,16). Испрашивать же помощи Божией не сомневаясь, а веруя, что невозможное у людей — возможно от Бога.

Пятое врачевство — самоукорение, то есть во всяком неприятном и скорбном случае или обстоятельстве должно возлагать вину на себя, а не на других; что мы не умели поступить как следует, и от этого вышла такая неприятность и такая скорбь, которой и достойны мы, попущением Божиим, за наше нерадение, за наше возношение и за грехи наши, прежние и новые.

Господи Иисусе Христе, волею ради нашего спасения Пострадавый и тридневно из мертвых Воскресый, помилуй нас, грешных, и, якоже веси, помоги нам и укрепи немощь нашу. Аминь.