«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

28. ОБЪЯСНЕНИЕ СЛОВ: МИЛОСТЬ И ИСТИНА СРЕТОСТЕСЯ...

Сестры о Господе и матери!

По обычаю своему поздравляю вас со всерадостным праздником Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа и также, по обычаю своему, для пользы душевной предлагаю на рассмотрение псаломские слова, приличные настоящему празднику: Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче (Пс. 84: 11). Слова эти ежедневно читаются в церкви на девятом часе, но многие ли из вас понимают смысл и значение этих слов?

Когда Бог Отец благоволил помиловать падший род человеческий, послать на землю Единородного Своего Сына для избавления человека от власти диавольской, и Сын Божий, Истина вечная, послушался исполнить волю Пославшаго, родившись плотию от Пресвятыя Девы, благоволением Отца и содействием Святаго Духа, тогда исполнились псаломские слова: милость и истина сретостеся. Когда воплотившийся Сын Божий и Богочеловек вольным страданием Своим, Кровью Своей и смертью на кресте удовлетворил правосудию Божию за преслушание Адама и прочие грехи человеческие, и таким образом примирил падшего человека с Богом, тогда исполнились другие псаломские слова: правда и мир облобызастася.

До пришествия Христова на землю царствовали на ней одна ложь и прелесть вражия; кроме народа Израильского, и то не всего, везде было почитание ложных богов и поклонение идолам. Когда же вочеловечивыйся Сын Божий учением Своим и примером восстановил и устроил на земле истинную жизнь, тогда на ней явилась и святость, и праведность небесная; явились земные ангелы и небесные человеки, и исполнилось сказанное: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче. Поэтому и апостол взывает ко всем христианам: Наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3: 20). Слова апостола означают, что все христиане обязываются жить не просто по-земному, а и по-небесному.

Как же быть тем, которые, подобно мне, унылому и слабому, не могут жить по-небесному, а живут еще по-земному—с разными душевными немощами и пристрастиями земными? Одно остается нам, немощным и грешным, — искренно каяться в своих слабостях и немощах душевных, нелицемерно смиряться пред Богом и людьми, и безропотно и терпеливо переносить посылаемые нам за грехи различные скорби и болезни, и таким образом несомненно можем получить милость Божию. Сам бо Господь глаголет чрез пророка: не хощу смерти грешника, но еже обратитися... и живу быти ему (Иез. 33: 11). И паки во Святом Евангелии глаголет (Мф. 11: 28): Приидите ко Мне вcu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Аминь.

29. ОБЪЯСНЕНИЕ СЛОВ ПСАЛМА: ВОСКРЕСНИ, ГОСПОДИ БОЖЕ МОЙ...

Сестры о Господе и матери!

Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе!

По принятому обычаю паки и паки поздравляю вас со всерадостным праздником Воскресения Христова, а по своему обыкновению для пользы душевной предлагаю вам на рассмотрение приличные празднику псаломские слова: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца (Пс. 9: 33).

Смысл и значение слов этих разумеющие сами понимают, а для простейших и малосведущих хочу написать малое объяснение.

До пришествия Христова души и праведных людей нисходили во ад. А святой Давид, как пророк, предвидел, что Христос Господь после крестной смерти и по Воскресении Своем изведет из ада души веровавших в пришествие Его и введет паки в рай, а достойнейших и в самое Небо, посему и молился Господу, чтобы Он ускорил Воскресением Своим, глаголя: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца.

И ныне правоверующие твердые и ревностные христиане усердно молятся теми же псаломскими словами с той мыслью, чтобы Христос Господь воскрес в них самих, и воскресил и оживотворил души их, умерщвляемые грехом и страстями.

Псаломские слова: Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, — относятся к духовной брани, на которой все мы, христиане, находимся, и без помощи Божией одолеть врага не можем, как свидетельствует Сам Господь (Ин. 15: 5): без Мене не можете творити ничесоже. Брань сию описывает святой Давид так: приступит человек, и сердце глубоко. И вознесется Бог. Здесь разумеется не простой человек, а враг человек, упоминаемый в Евангелии и сеющий плевелы, то есть диавол. Ежели искуситель сей приступит к человеку внимательному и глубоко сохраняющему свое сердце, и призывающему в помощь имя Божие, тогда победа помощию Божиею бывает на стороне искушаемого, а с невнимательными и рассеянными и слабыми, подобными мне, унылому и грешному, бывает противное — остаются побежденными; и таким потребно много смиряться, и искренно каяться, и усердно молиться последними псаломскими словами: Господи Боже наш, не забуди убогих Твоих до конца. Если слабые так будем поступать, подражая мытарю, то несомненно сподобимся получить и мы милость Божию.