«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Всем вообще говорит Господь — и праведным, и грешным: Приидите ко Мне вcu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11: 28): и паки: в терпении вашем стяжите душы вашя... Претерпевый же до конца, той спасен будет (Лк. 21: 19; Мф. 10: 22).

Рождейся от Девы и Пришедый грешники спасти, помилуй создание Твое и подаждь нам терпение и смирение и покаяние истинное, да не лишени будем десныя части помилованных Твоих. Аминь!

31. ОБЪЯСНЕНИЕ СРЕТЕНСКОГО ИРМОСА: "ПОКРЫЛА ЕСТЬ НЕБЕСА ДОБРОДЕТЕЛЬ ТВОЯ, ХРИСТЕ.."

Сестры о Господе и матери!

Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе!

Поздравляю вас с всерадостным праздником Воскресения Христова. Сердечно желаю вам встретить и провести оный в мире и утешении духовном.

По обычаю своему, для пользы душевной предлагаю на рассмотрение ирмос Сретенского канона.

"Покрыла есть Небеса добродетель Твоя, Христе, из Кивота бо прошед, Святыни Твоея нетленныя Матере, в храме славы Твоея явился еси, яко Младенец руконосим, и исполнишася вся Твоего хваления".

Какая эта добродетель, покрывшая Небеса? Безмерная любовь Сына Божия к падшему роду человеческому, ради которой Он, будучи Бог, благоизволил быть Человеком, родился от Святыя Девы в убогом вертепе, сорокадневным Маденцем был принесен в храм, от безчеловечного Ирода бежал с Матерью и Иосифом во Египет, воспитывался в доме простого древодела; наконец, ради спасения и избавления человека от власти диавола претерпел заплевания и заушения и всякий вид уничижения и самую поносную смерть на кресте, но, по тридневном погребении, силой Божества Своего и славой Отчей воскрес из мертвых и, поправ всю силу вражию и разрушив врата и заклепы ада, извел на свободу души, содержимые там, веровавшие и уверовавшие в пришествие Его.

Ради спасения человека из любви тако Пострадавший Единородный Сын Божий и тридневно Воскресший, весь закон Свой основал на двух заповедях — любви к Богу и ближнему, и ни одна из этих заповедей не может совершаться без другой. Святой Иоанн Богослов говорит: Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть (1 Ин. 4: 20). Так же и любовь к ближнему, если бывает не Бога ради, а по какому-либо побуждению человеческому, то не только не приносит пользы, но нередко причиняет и вред душевный. Признаки же истинной любви христианской апостол Павел выставляет следующие: Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает (1 Кор. 13: 4-8). Без такой любви ни пророчество, ни вера, горы переставляющая, ни самое мученичество не принесет никакой пользы. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, — говорит апостол, — любве же не имам, ни кая польза ми есть (1 Кор. 13: 3).

Но должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно, с трудом и понуждением, то кольми паче любовь, как начало и конец всех добродетелей, требует к приобретению своему и времени, и великого понуждения, и внутреннего подвига, и молитвы, и прежде всего требует глубокого смирения пред Богом и пред людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства — во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона. Любяй бо друга, — говорит апостол, — закон исполни (Рим. 13: 8). Если бы мы и не достигли означенной совершенной любви, по крайней мере позаботимся и постараемся не иметь зависти, и ненависти, и памятозлобия. Путие бо злопомнителей в смерть; и зависть приимет люди ненаказанныя, то есть не наставленных и не понимающих как должно христианской жизни, и ненавидяй ближняго во тьме есть, и во тьме ходит, и не весть камо идет.

Помолимся нас ради Пострадавшему и тридневно Воскресшему молитвой святого Ефрема: "Господи и Владыко живота нашего! Даруй нам дух целомудрия и смиренномудрия, и терпения, и любве, и еже зрети прегрешения наша, и не осуждати брата нашего, яко благословен еси во веки веков". Аминь!

32. ОБЪЯСНЕНИЕ СЛОВ: СЕРДЦЕМ БО ВЕРУЕТСЯ В ПРАВДУ...

Сестры о Господе и матери!