«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

37. ОБЪЯСНЕНИЕ СЛОВ ПСАЛМА: БОГ... НАШ НА НЕБЕСИ...

Христос воскресе! Христос вскресе! Христос воскресе!

Братие о Господе, и сестры, и матери!

Милосердием и долготерпением Божиим и опять сподобляемся встретить всерадостный праздник Воскресения Христова. Поздравляю всех вас с сим великим и знаменательным христианским Торжеством торжеств. От души желаю вам провести оное в мире и утешении духовном.

По обыкновению своему, для пользы душевной предлагаю на рассмотрение псаломские слова: Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори (Пс. 113: 11).

На земле Бог сотворил более, нежели на небе.

На небе сотворил Бог Ангелов, духов безплотных, умов совершенных, но не утвержденных еще конечно в добре, а оставленных на испытание их произволения, какое покажут в отношении их покорности и непокорности Богу.

Третья часть ангелов отпала от Бога, будучи увлечена начальнейшим ангелом, который возгордился против Бога и пожелал быть равным Ему, помышляя в себе: выше звезд небесных поставлю престол мой... буду подобен Вышнему (Ис. 14: 13-14). За каковую гордость и дерзость из светоносного ангела превратился в змия-дракона, о котором сказано в Откровении Иоанна Богослова, что рогом своим отторг третью часть звезд небесных, то есть Ангелов. Падшие ангелы с их злоначальником свержены с неба и оставлены на их злую волю до Страшного Суда, на котором и получат должное воздаяние. На земле Бог сотворил человека Адама плотяного, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни (Быт. 2: 7), то есть душу разумную и безсмертную.

Человека плотяного сотворил Бог, во-первых, для того, чтобы человек смирялся, памятуя, что тело его создано из земли и в землю должно обратиться: во-вторых, для того, чтобы человека плотяного можно было помиловать, как немощного. Сотворил Бог и помощницу Адаму из ребра его, и поселил первозданных в раю сладости, в жизни блаженной, заповедав им не вкушать только от одного древа.

Но тот же змий, превращенный из светоносного ангела, по зависти прельстил прародителей наших, уверив их, что если вкусят от плодов сего древа, то будут аки боги, ведяще доброе и лукавое (Быт. 3: 5). Обманутые праотцы наши хотя и изгнаны за непослушание и преступление из рая, но совсем не оставлены Богом, как падшие ангелы. Всеблагий и Милосердый Господь обещал послать им Избавителя, сказав, что семя жены сотрет главу змия. Но так как обещанный Избавитель не вскоре явился на земле, то Адам и Ева и потомки их должны были жить только верой в грядущего Избавителя или Мессию. И потому пришлось им потомиться сперва в жизни в разных трудах и разных скорбях, и разных болезнях; а потом, по смерти, в темных заклепах ада, в продолжение пяти тысяч лет и более.

Наконец Бог исполнил Свое обещание, послав им Избавителя в лице Сына Своего Единародного, Который, как младенец на земле, родился от Пресвятыя Девы наитием Святаго Духа, пожил с человеки и, придя в возраст, проповедовал слово Божие, наконец, пострадал и умер на кресте, и тридневно воскрес, чтобы избавить человеков от насильственной власти и мучительства диавола, седмиглаваго змия и сатаны, как сказано у евангелиста Иоанна: Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3: 16).

Бог на земле сотворил более, нежели на небе, особенно в том отношении, что Единородный Сын Его, воплотившись, соединился с естеством человеческим и стал Богочеловеком и, после страданий и крестной смерти и воскресения, вознес естество человеческое на небо и посадил на престол Царствия Своего, чего Ангельское естество не сподобилось. Многомилостивый Господь благоволил обожить и всех человеков, но мешает тому человеческое неверие, или зловерие, или нечестивая жизнь, и вообще нерадение и заботы земные, за что и упрекает нас Господь через пророка Давида: Аз рех; бози есте, и сынове Вышняго вcu: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете (Пс. 81: 6- 7).

Будучи удостоены со стороны Божией такой великой милости, всячески должны мы позаботиться о себе. Если же не можем жить вполне так, как требует слово Божие, по крайней мере, постараемся приносить искреннее и смиренное раскаяние в своих ошибках и согрешениях с посильным исправлением, чтобы на Страшном Суде не оказаться в числе нераскаянных грешников, о которых говорит Евангелие: Идут сии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25: 41).

Эти Евангельские слова явно показывают, что люди как бы добровольно, по неразумию и нераскаянности, идут в мучение, уготованное не им, а падшим ангелам.