«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Нас ради Вочеловечившийся и волей Пострадавший на кресте, и тридневно Воскресший Христос Господь Иисус, да помилует нас и всех ищущих спасения! Аминь! Аминь! Аминь!

38. ОБЪЯСНЕНИЕ СЛОВ ПСАЛМА: НАКАЗУЯ НАКАЗА МЯ ГОСПОДЬ...

Братие о Господе, и сестры, и матери!

Приближается праздник Рождества Христова. По принятому порядку поздравляю всех вас с сим всерадостным христианским торжеством, а по обычаю своему, для пользы душевной предлагаю на рассмотрение псаломские слова: Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Отверзите мне врата правды, вшед в ня исповемся Господеви: сия врата Господня, праведнии внидут в ня (Пс. 117: 18-21).

Слова сии святой Давид произнес и написал, когда согрешил и наказан был бедствиями, угрожавшими ему смертью, а милосердием Божиим оставлен в живых, за каковую милость он в благодарном чувстве взывал: Отверзите мне врата правды, вшед в ня исповемся Господеви.

Какие это врата правды? Врата правды — заповеди Господни и закон Божий. Грехами врата сии затворяются; и паки отверзаются искренним сознанием и смиренным покаянием и благодарением Господу за помилование и избавление от смерти. Врата правды называются и вратами Господними, через которые и праведные восходят ко Господу также покаянием, которое, по слову преподобного Марка Подвижника, потребно и необходимо до самой смерти не только грешным, но и праведным, потому что и праведник ежедневно может падать седмижды, если не делом, то словом или помышлением, или зрением, или слухом и подобными; только, по словам святого Епифания, грехи праведных — грехи уст; а грехи грешных — грехи всего тела.

Так ли мы поступаем, как поступил святой Давид, когда наказываемы бываем от Бога за грехи наши или бедствиями или болезнями? Святой Давид, согрешив, каялся, исповедовался Богу и благодарил Господа за то, что его, согрешившего, не предал смерти, а оставил на покаяние и исправление. Нет, мы, маловерные и малодушные, не подражаем святому Давиду, а, будучи наказуемы за грехи наши, ропщем на Бога и людей, обвиняем всех и все, вместо того, чтобы смириться и приносить искреннее раскаяние в своей грешной жизни и постараться исправиться, или, по крайней мере, хоть не роптать и не обвинять других, а сознавать, что терпим болезнь или бедствие достойно и праведно. Через такое смиренное сознание и раскаяние с твердой решимостью не возвращаться на прежнее, можем получить помилование от Господа и в сей, и в будущей жизни. В настоящей жизни можем сподобиться помилования от Господа христианским напутствием пред кончиной, а в будущей — блаженного вселения с праведными. Еже буди всем нам получити неизреченным милосердием, Рождшагося ныне от Пресвятыя Девы, Сына Божия. Аминь.

39. ОБЪЯСНЕНИЕ СЛОВ ПСАЛМА: УСТА МОЯ ВОЗГЛАГОЛЮТ ПРЕМУДРОСТЬ...

Братие о Господе, и сестры, и матери!

Христос воскресе, Христос воскресе, Христос воскресе!

Милосердием и долготерпением Божиим еще сподобляемся встретить всерадостный и светлый праздник Воскресения Христова, с которым всех вас поздравляю и сердечно желаю вам провести сие великое христианское Торжество в мире, радости и утешении духовном.

По обычаю своему, для пользы душевной предлагаю на рассмотрение псаломские слова: Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум (Пс. 48: 4).

Слова эти повторяет Святая Церковь преимущественно в праздники святителей на службах их, но они равно относятся и ко всякому истинному христианину. Всякий благочестивый христианин обязан устами говорить о премудрости Божией, а сердцем поучаться в благих размышлениях и в благих разумениях.

Что такое премудрость Божия? Премудрость Божия есть, во-первых, Сам Сын Божий, воплотившийся от Пресвятыя Девы, и нашего ради спасения, Пострадавший и тридневно Воскресший. Во-вторых, премудрость Божия есть все то, о чем говорится в Святом Евангелии и во всем Священном Писании и писаниях святоотеческих о спасении душ христианских.