«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

60. ЧАДЦАМИ ХРИСТОВЫМИ ИМЕНУЮТСЯ ТЕ, В КОИХ ЕЩЕ НЕ "ВООБРАЗИЛСЯ ХРИСТОС"

Значение слов "чадо" и "чадце". Ты желаешь знать различие между "чадом" и "чадцем". "Чадцами" апостол называет тех, в коих еще не вообразился Христос, понесший безстрастно заплевания и заушения и всякий вид уничижения. Кто желает называться чадом Христовым, тот должен терпеливо и безропотно понести все то, что понес Христос, и должен искренно молиться за обидящих, как Он молился за распинающих. Мир тебе!

61. О СОЖИТЕЛЬНИЦЕ. ОБ ИГУМЕНСТВЕ... НАД СОБОЮ[2]

Касательно М.В. ничего не могу сказать, потому что сам ее не знаю, а знающие ее: М.Н. в Троекурове, а сестра твоя лежит больная в Белеве. Впрочем, все-таки думаю, что вы едва ли сойдетесь с нею; она, как ты пишешь, под руководством не жила, а ты под руководством не ужилась. Поэтому немудрено, что вы обе будете настойчивы в своих понятиях и привычках.

Относительно игуменства.

Благословляю тебе быть игуменией... над самой собой и над своими дурными привычками. А остального благословить тебе не могу, потому что это начинание не только не может быть полезно, но и опасно.

Живи и старайся наживать ум да разум, не кое-какой, а дельный, основательный, монашеский; не упрямый, а твердый; и во внешнем — по приходу держи расход, и о себе суди по тому, что ты делаешь, а не по тому, что ты думаешь. Надумать можно многое, но недостаток в исполнении обличает нас.

В прежнем письме писала ты мне, что имеешь к одному лицу залог несближения... Вперед называй всякую вещь своим именем; проще и прямее сказать, что ты имела залог памятозлобия, доходящий до ненависти... Зачем безобразие страстей прикрывать благовидными именами? Умудряйся во спасение. И, прежде всего, никого не вини.

62. О НАСТАВНИЦЕ. КАК СТЯЖАТЬ РАЗУМ ДУХОВНЫЙ

Ты желала бы иметь, в своем месте, такую наставницу, к которой могла бы, в борении помыслов, обратиться; но я не знаю, кого бы тебе назначить, кто бы была тебе угодна и полезна.

К отцу Илиодору в Глинскую пустынь можешь писать, и можешь принимать его мнения и советы; остальных же, коих мнения все врознь, сама видишь, что принимать нельзя. Ездить в Глинскую пустынь погоди; посиди дома и посмотри, что и как будет с тобой, и что с другими.

Спрашиваешь меня, каким образом можешь достигнуть того, чтобы нажить разум духовный, твердый? Смирением, страхом Божиим, хранением совести и терпением находящих скорбей.

Еще спрашиваешь — отчего в душе твоей такой мрак? Кроме других причин, оттого, что имея старицу, ты не хотела покоряться ей, и даже противилась, грубила и досаждала ей; а все это, как ты сама сознаешь, плоды гордости.

Ты пишешь, что много спишь и в отношении пищи делаешь себе снисхождение. Сознавая в сем немощь свою, укоряй себя, и удерживайся, по крайней мере, от осуждения людей.