Дары и анафемы

Этот знаменитый образ Данте позаимствовал у Боэция. Строки Боэция – «О род людской, будешь счастлив, коль любовь, что движет небо, станет душами людскими править» (Боэций. Утешение философией 2, 9). Данте их цитирует в «Монархии» (1,9) и перелагает в заключительной строчке «Божетсвенной Комедии».

Лосев А.Ф. Эллинско-римская эстетика I – II веков. М. 1979. сс. 35-37. Ср. слова китайского мудреца Конфуция: «Отдавать все силы служению людям, почитать духов и держаться от них в отдалении – это и есть мудрость» (Цит. по: Малявин В. В. М., 1992, с. 202).

Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. Спб., 2000, с. 60. Это представление, однако, оспорено в статье: Шайд Дж. Римская религия и духовность // Вестник древней истории. М., 2003, № 2.

Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. – М., 1983, с. 115.

Сказание об Атрахасисе, 175-190 // Афанасьева В. К. Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. М., 1981.

100

Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991, сс.119-120.

101

Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, Рига, 1937, с. 630. Между прочим, оккультная и фашистская свастика, зримо демонстрирующая равенство всех направлений, имела и значение, указующее на фундаментальное оккультное убеждение в равенстве “верха” и “низа”. См. Воробьевский Ю. Мистика фашизма. // Россия. 12-18 апреля 1995.

102

Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984, с. 77.

103

см.: Спор Гора с Сетом // Матье М. Э. Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта. М., 1996. с. 258.

104

Шохин В. К. Из истории русского индологического религиоведения второй половины XIX века // Религии мира. Ежегодник– 1985. М., 1986, с. 233.

105

Цит. по: Зубов А. Б. Эсхатологическая уникальность христианства. // Континент, № 78, с. 242.

106

Всю эту процедуру мне довелось видеть в видеофильме «Лики смерти».