ТРАДИЦИЯ. ДОГМАТ. ОБРЯД

Святой Григорий Богослов. Творения. СПб., б. г., Т. 1. С. 177.

215

Цит. Рацингер Й. Введение в христианство. Брюссель, 1988, С. 97.

216

Иоанн Мосх. Духовный луг. Сергиев Посад, 1915. С. 246.

217

Дюшен Жан // Логос. 1979, № 9-10. С. 23.

218

Антоний, митрополит Сурожский. О встрече. СПб., 1994, С. 76.

219

Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992. С. 202.

220

Щукин Сергий, свящ. Современные думы. // Вестник РСХД, № 22. С. 207.

221

Возможно, эти мысли о. Сергия появились не без влияния слов известнейшего церковного историка В. Болотова: "Греки умели стоять за догматические идеи, которые не умирают и могут храниться в глубине сознания до их торжества целые десятилетия, но им не доставало выдержки в борьбе за людей, которые умирают, и за права, которые выходят из употребления вследствие нарощения фактов противоположного характера". — Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1913. Т. 3. С. 235.

222

"Не нужно при чтении Евангелия задаваться какими-либо необычными, хотя и приличными целями, например, отмечать важные места для сочинения, превращать в материал для уроков и лекций и т. п… Только начал я заниматься этим прикладным делом (подбирать цитаты про Царство Божие), мгновенно свет евангельский потух. Я пробовал повторять, гнаться за двумя целями и на другой день, и на третий. Увы! Бесплодно. Евангелие было мертво… И пришлось отказаться от второй задачи, а, попросив у Господа прощения, я смирился и начал читать по-прежнему, "для спасения души"… И мертвец ожил" (митр. Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992. С. 64–65.)

223

"Главный поток нового аскетического учения, "апостольского" или "евангельского", шел не из недр иерархической церкви, а из мира. Клир слишком был для этого связан традиционными формами жизни, обычными уставами. Он слишком склонен был "символически" понимать и толковать само подражание Христу и апостолам. Простые миряне подходили к проблеме, поставленной перед ними самою же церковью в борьбе за обновление, проще и непосредственнее. Они стремились к точному до наивности выполнению слов Христа". — Карсавин Л. П. Аскетизм и иерархия // Минувшее. Исторический альманах. XI. М.-СПб., 1992. С. 229.