священномученик Ипполит Римский-СЛОВО О ХРИСТЕ И АНТИХРИСТЕ-1. Так как ты усердно желал знать (ниже) предложенные

26. Спустя немного, придет с небес Камень, поразивший тело и сокрушивший оное, представивший все царства и давший царство святым Вышняго. Он сделался в гору великую, и наполнил всю землю, о нем говорит Даниил: «видех во сне нощию, и на облацех небесных яко Сын человечь идый бяше, и даже до Ветхого денми дойде и пред него приведеся: и тому дадеся власть и честь и царство и еси людие, племена и языцы тому поработают: власть его власть вечная, яже не прейдет, и царство его не рассыплется» (Дан.7:13–14). Показывает власть, данную Отцом Сыну (Мф.28:18), который поставлен царем «небесных, земных и преисподних» (Флп.2:10) и судиею всех. Небесных потому, что Слово Отца существовало прежде всех, земных – потому, что Оно родилось человеком в человеках, обновляя Собою Адама, преисподних – потому, что Оно в мертвых вменилось, благовествуя душам святых (1 Пет.3:19) и смертию Своею побеждая смерть.

27. Когда же сбудется то, что и десять пальцев (у ног) истукана образуются в народные державы, и десять рогов четвертого зверя разделятся на десять царств: тогда яснее увидели бы мы все вышеуказанное и усмотрели бы это наглядно.

28. Глава тела златая и (по другому видению) львица были вавилоняне; плеча и мышцы сребряные и медведица – персы и мидяне; чрево и стегна медные и рысь – эллины, приявшие власть со времен Александра; голени железные и зверь страшный и ужасный – римляне, ныне обладающие; ступни ног из глины и железа и десять рогов означали имеющие быть (царства); рог один малый, возникающий в них – антихрист; камень, поражающий (тело и наполняющий) землю и несущий суд миру – Христос.

29. Сие тебе, возлюбленный, предаем со страхом, но благосклонно, по избыточествующей любви Христовой. Ибо если бывшие прежде нас блаженные пророки, видя это, не хотели проповедывать открыто, дабы не возмутить душ человеческих, но излагали таинственно в притчах и гаданиях, говоря: «зде ум, иже имать мудрость» (Откр.17:9): то сколько более подвергаемся опасности мы, дерзая говорить явно, сказанное ими втайне? Посмотрим теперь, что, наконец, имеет случиться над сею нечистою (римскою) блудницею, какое и коликою по гневу Божию будет ей прежде (всеобщего) суда частное мучение?

30. Прииди, блаженный Исаия, возстани, скажи ясно то, что ты пророчествовал о великом Вавилоне. Ибо ты сказал и о Иерусалиме, и это сбылось. Ты сказал о нем ясно: «земля ваша пуста, града ваши огнем пожжена, страну вашу пред вами чуждии поядают, и опусте низвращена от людей чуждих. Оставится дщерь Сиона, яко куща в винограде, и яко овощное хранилище в вертограде, яко град воюемый» (Ис.1:7–8). Что же? не сбылось ли уже это? не исполнилось ли сказанное тобою? не опустошена ли их Иудейская земля? не сожжено ли святилище? не ниспровергнуты ли их стены? не разорены ли города? не чуждые ли поядают страну? не римляне ли обладают землею? И вот нечестивые, возненавидев тебя, распилили, равно и Христа распяли. Умер ты в мире, но теперь живешь во Христе.

31. Кого же из вас более возлюблю, тебя ли? но и Иеремия камением побивается. Если более Иеремию, то и Даниил свидетельствует мученически. Даниил, – больше всех похвалю тебя; но и Иоанн не лжет. Какими устами и языком прославляю вас, паче же говорившее в вас Слово? Умерли вы со Христом, но и оживете со Христом. Послушайте и возрадуйтесь: вот сказанное вами по времени сбылось. Вы видели это сперва и возвестили потом всем родам, словесами Божиими послужили всем родам. Вы наречены пророками, дабы могли спасти всех. Ибо тогда подлинно пророк (является пророком), когда, предвозвестивши будущее, наконец покажет это исполнившимся. Вы были ученики доброго Учителя. Сие по достоинству возглашаю вам, как живым: ибо вы уже имеете соблюдаемый вам на небесах венец жизни нетления (2 Тим.4:8).

32. Скажи мне, блаженный Даниил, уверь меня, прошу. Ты пророчествуешь о львице в Вавилоне, ибо был там пленником; открываешь будущее о медведице: ты тогда еще жил в мире и видел это исполнившимся. Потом говоришь мне о рыси: и откуда тебе это знать? ибо тогда ты уже почил. Кто научил тебя сказать сие, как не «Создавший тебя во чреве матери» (слич. Иер.1:5)? Бог, говоришь. Ты сказал и не солгал: восстала рысь (Дан.7:6), пришел козел козий, поразил овна, сокрушил его рога, попрал его ногами, вознесся в падении его, восстали четыре рога под ним (Дан.8:2–8). Возрадуйся, блаженный Данииле: ты не погрешил, – сбылось все это.