священномученик Ипполит Римский-СЛОВО О ХРИСТЕ И АНТИХРИСТЕ-1. Так как ты усердно желал знать (ниже) предложенные

53. Когда это случится, возлюбленный, и три рога будут им ссечены, он будет являть себя Богом, как предсказал Иезекииль: «понеже вознеся сердце твое и рекл еси: аз есмь Бог» (Иез.28:2). Подобным образом и Исаия: «ты же рекл еси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, буду подобен Вышнему. Ныне же в ад снидеши и во основания земли» (Ис.14:13–15). Так и Иезекииль говорит: «егда речеши глаголя пред убивающим тя: Бог есмь аз? ты же человек еси, а не Бог» (Иез.28:9).

54. Итак, когда из вышеприведенных мест открылось и колено, из коего произойдет антихрист, и явление его и погибель, и имя таинственно означенное, то посмотрим и что он будет делать. Он призовет к себе весь народ иудейский от всех стран, в которых он рассеян, усвояя их себе как собственных чад, обещая им возвратить их землю и восстановить их царство и народ, дабы они поклонились ему как богу, как говорит пророк: соберет все царство свое от востока солнца до запада; те, коих звал и коих не звал, пойдут с ним. И Иеремия также, употребляя притчу, говорит о нем так: «возгласи ряб» (куропатка): «собра, ихже не роди, творяй богатство свое не судом, в преполовении дней своих оставит ее, и напоследок дней своих будет безумен» (Иер.17:11).

55. Делу нашему не повредит, если мы покажем и хитрость этой птицы, и что не напрасно пророк так выразил свою мысль, употребив сравнение с животным. Ибо куропатка, будучи тщеславным животным, когда увидит вблизи гнездо другой куропатки, имеющей птенцов, как скоро отец их отлетает для добытия корму, подражая чужому голосу, призывает к себе птенцов. А сии, думая, что это есть их подлинный отец, сбегаются к ней. И она гордится чужими детьми как своими. Когда возвратится действительный отец и закричит собственным голосом, узнав оный, птенцы, оставив обманщицу, идут к истинному отцу. Таким же точно образом, прилагая это к антихристу, пророк говорит о нем, что он призовет к себе род человеческий, стараясь чужих сделать своими и обещая всем освобождение, тогда как сам себя не может спасти.

56. Сей, собрав к себе отовсюду неверующий народ, начнет, по их убеждению, гнать святых, врагов и соперников тех неверующих, как говорит апостол и евангелист: «судия бе во граде. Бога не бояся и человек не срамляяся. Вдова же некая бе во граде том, и прихождаше к нему глаголющи: отмети мне от соперника моего. И не хотяша на долзе времени, последи же рече в себе: аще и Бога не боюся, и человек не срамляюся: но зоне творит ми труды вдовица сия, отмщу ея» (Лк.18:2–5).

57. Судиею неправедным, который Бога не боится и людей не стыдится, Спаситель, без сомнения, называет антихриста – сына дьявола и орудие сатаны. Ибо он начнет, воцарившись, превозноситься на Бога, истинно не боясь Бога и не стыдясь Сына Божия, Судии всех. Именуя же вдовицу, сущую во граде, означает самый Иерусалим, который подлинно стал вдовою, оставленный совершенным и небесным женихом – Богом. Она называет его соперником своим, а не Спасителем, не внявши сказанному Иеремиею пророком: за то, что они не поверили истине, будет тогда говорить «людям сим и Иерусалиму дух заблуждения» (Иер.4:11). Подобно и Исаия: «понеже не восхотеша пити людие сии воды Силоамли, текущия тисе, но восхотеша имети Рассона и сына Ромелиева царя над вами: сего ради се возводит Господь на вы воду реки сильну и многу, царя Ассирийски» (Ис.8:6–7). Под образом царя пророк разумеет антихриста, как говорит и другой пророк: «и будет еси мир, егда Ассур приидет на землю вашу и взыдет на горы ваши» (Мих.5:5).

58. Подобным образом и Моисей, предвидя, что народ хочет отгнать и отвергнуть истинного Спасителя миру и предаться заблуждению, избравши земного царя и отвергши небесного, говорит: «не сия вся собрашася у мене, и запечатлешася в сокровищах моих? В день отмщения воздам, во время, егда соблазнится нога их» (Втор.32:34–35). Таким образом во всем они (иудеи) преткнулись, оказавшись ни в чем не согласными с истиною: ни в отношении к закону, так как сделались его преступниками, ни в отношении к пророкам, потому что умертвили и самих пророков, ни в отношении к гласу евангельскому, потому что распяли Самого Спасителя; не поверили и апостолам, потому что и их гнали, всюду сделались злоумышленниками и предателями истины, оказались богоненавистники, а не боголюбцы. Они в то время, воспользовавшись случаем, будут просить себе отмщения у человека смертного, восстав на рабов Божиих. А он, надмившись против сих, начнет посылать указы на святых, чтобы всюду умерщвлять всех тех, кои не захотят его почитать и поклоняться ему, как Богу, как говорит Исаия: «горе корабельным крилам земли, яже об ону страну рек Ефиопских. Посылали по морю послы в залог, и послания книжная верху воды: пойдут бо вестницы легцы к языку высоку и к людям странным и строптивым на них, язык безнадежен и попран» (Ис.18:1–2).

59. Это мы, надеющиеся на Сына Божия, терпим гонение, от неверных, будучи ими попираемы. Крылья кораблей (суть с парусами) суть церкви, море же есть мир, в котором Церковь, как корабль, обуревается в пучине, но не погибает, ибо имеет с собою опытного кормчего – Христа; в средине она носит непобедное знамя над смертью, имея на себе крест Господа. Нос у нее – восток, корма – запад, средина или объем – полдень, рули – два завета, вокруг протянутые верви – любовь Христова, связывающая Церковь, парус, на ней находящийся, – «баня пакибытия, обновляющая» верующих (Тит.3:5), отселе у них эти светло-белые одежды. Вместо ветра присущ ей Дух с небес, которым верующие запечатлеваются Богу, при ней следуют и железные якори – святые заповеди Самого Христа, столь же крепкие, как железо. Имеет она и корабельщиков, по правую и левую сторону сидящих, как бы святых ангелов, которыми непрерывно содержится и охраняется Церковь. Лестница на ней, возводящая на высоту к раине – изображение знамения страсти Христовой (т. е. распятия), влекущее верующих к восхождению на небеса. Чаша над раиною, сделанная в самом верху мачты, есть чин пророков, мучеников и апостолов, упокоивающихся в царствии Христовом.