священномученик Ипполит Римский-СЛОВО О ХРИСТЕ И АНТИХРИСТЕ-1. Так как ты усердно желал знать (ниже) предложенные

6. Господь Иисус Христос Бог, по царскому достоинству Своему и славе, предсказан был как лев (Откр.5:5); подобным образом антихриста священное писание предъявило львом, по его тиранству и насилию. И по всему имеет уподобиться сей обольститель Сыну Божию. Лев Христос, лев и антихрист; царь Христос (Ин.18:37), царь и антихрист; Спаситель показал Себя агнцем (Ин.1:29), подобным образом и он явится, как агнец, будучи внутри волком (Мф.7:15). В обрезании пришел Спаситель в мир, так и он придет; Господь послал Апостолов во все языки, подобным образом пошлет и он лжеапостолов. Спаситель собрал расточенные овцы (Ин.11:52), и он также соберет расточенный народ. Господь дал печать верующим в Него, и он также даст; в образе человеческом явился Спаситель, и он придет в образе человека. Спаситель воздвиг (от смерти) и показал святую плоть Свою, как храм (Ин.2:19), и он воздвигнет в Иерусалиме каменный храм. Обольстительные хитрости его мы покажем далее, а теперь обратимся к рассмотрению того, что следует.

7. Блаженный Иаков, в благословениях своих предвозвещая о Господе и Спасителе нашем, говорит так: «Иудо, тебе похвалят братия твоя: руце твои на плещу враг твоих: поклонятся тебе сынове отца твоего. Скимен львов Иуда: от леторасли, сыне мой, возшел еси: возлег, уснул еси яко лев, и яко скимен: кто возбудет его? Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и той чаяние языков. Привязуяй к лозе жребя свое, и к винничию жребца осляте своего: исперет вином одежду свою, и кровию гроздие одеяние свое. Радостотворны очи его паче вина, и белы зубы его паче млека» (Быт.49:8–12).

8. Я мог передать тебе это другими словами, однако рассудил предложить самый текст; но как слова его требуют объяснения, то я не оставлю и этого. Подлинно это слова божественные и славные, могущие принести пользу душе. Скимном Львовым назвал пророк Христа, происшедшего по плоти от Иуды и Давида, не от семени, однако, Давидова родившегося, но зачатого от Святаго Духа, тогда как происходил от святой отрасли – от земли. Ибо Исаия говорит: «изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет» (Ис.11:1). Этот, названный Исаиею цвет, Иаков назвал отраслью. Ибо сперва Он как отрасль возник, потом процвел в мире. А когда говорится: «возлег, уснул еси яко лев и яко скимен», то сим показывается тридневное успение Христа, как и Исаия говорит: «како бысть блудница град верный, Сион полн суда? в нем же правда почиваше, ныне же в нем убийцы» (Ис.1:21). Подобно и Давид: «аз уснух и спах; возстах, яко Господь заступит мя» (Пс.3:6), показуя в этом изречении и успение Его и последовавшее восстание. А Иаков говорит: «кто возбудит его»? То есть говорит то же самое, что и Давид, как и Павел: и Богом Отцем «воскресившим Его из мертвых» (Гал.1:1).

9. Когда говорит: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и той чаяние языков», то показывает пророчество, исполнившееся на Христе. Ибо Он есть наше чаяние: мы чаем Его и верою нашею видим грядущего с небеси в силе.

10. «Привязуяй к лозе жребя свое», то есть людей сущих от обрезания к званию своему, ибо Сам был лоза (Ин.15:1). И «к винничию жребца осляте своего», – людей из язычников, призывая обрезание в одну веру.

11. «Исперет вином одежду свою» – разумеет благодать Святаго Духа, от Отца нисшедшую на Иордани. «И кровию гроздия одеяние свое», – кровию какого гроздия, как не своей плоти, подобно виноградной кисти, выжатой на древе? Из ребра ее исторглись два источника – воды и крови: ими омываясь, очищаются народы, которые Он считает Своею одеждою.

12. «Радостотворны очи его паче вина». Какие у Христа очи, как не блаженные пророки? Они, провидя Духом и провозвещая имеющие быть Ему страдания, видя Его при этой силе духовными очами, радовались (Ин.8:56), будучи совершаемы самим Словом и Его благодатию.