How an anti-Semite is made

Иудейский сайт http://www.machanaim.org/holidays/book_pur/1.htm#g1 опубликовал книгу «Пурим», в которой " по материалам "Сефер hа-Тодаа" и "Мегилат Эстер" утверждается следующее: "История Пурима представляет собой один из эпизодов войны Израиля с Амалеком — войны, которая началась с возникновением обоих народов и закончится лишь в Конце Дней. Первое их столкновение описано в книге Исход (17:8-16): "И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим. И сказал Моисей Иеhошуа: выбери нам мужей и пойди сразись с Амалеком; завтра я буду стоять на вершине холма с посохом Божьим в руке моей. И сделал Иеhошуа, как сказал ему Моисей о сражении с Амалеком; а Моисей, Аарон и Хур взошли на вершину холма. И было, как поднимет Моисей руку свою, одолевал Израиль; и как опустит руку свою, одолевал Амалек. Но руки Моисея отяжелели; и взяли они камень, и подложили под него, и он сел на него, а Аарон и Хур поддерживали руки его, один с одной, другой с другой стороны, и были руки его тверды до захождения солнца. И низложил Иеhошуа Амалека и народ его острием меча. И сказал Господь Моисею: запиши это на память в книгу и внуши Иеhошуа, что Я совершенно сотру память Амалека из-под неба. И построил Моисей жертвенник, и нарек имя ему "Господь — Нисси" (Господь — чудо/знамя мое). И сказал он: вот рука на престоле Господа, что война у Господа против Амалека из рода в род". В наше время закон о необходимости убить амалекитянина неприменим: сейчас нет людей, о которых было бы точно известно, что они происходят от Амалека, однако амалекитяне, рассеянные в других народах, живут и сегодня. Как и прежде, жива идеология Амалека, и потому закон о ненависти к нему остается в силе. Израиль — источник святости в мире; Амалек — источник нечистоты. Все остальные народы находятся между этими двумя полюсами".

262

Не находится ли в связи с традицией Пурима то обстоятельство, что нацистские военные преступники (действительно преступники, действительно более чем достойные наказания) были не расстреляны, как подобает военным, а именно повешены — как Аман и его сыновья?

263

И обратное: "Где в Торе содержится указание на Эстер? — "И Я совершенно скрою (hестер астир) лицо Мое в тот день за все зло, которое сделал он[Израиль], обратившись к богам иным (Второзаконие З1:18)"" — Талмуд, Трактат Хулин, 1З9б;http://www.machanaim.org/holidays/book_pur/1.htm#g1

264

Я. А. Лурье (отец Соломона Лурье, автора книги "Антисемитизм в древнем мире") пишет сыну: "Книга Эсфирь — очень озлобленное, литературно слабое произведение". (IN MEMORIAM. Исторический сборник памяти Ф. Ф. Перченка. М.,-Спб., 1995, с. 216). Другой современный еврейский писатель полагает, что "Отсутствие Бога в Книге Есфирь, возможно, еще и прием, с помощью которого автор выражает тот факт, что Бог был недоволен новым типом еврея, евреем гетто, все время околачивающимся возле августейших особ. На протяжении всех событий Мардохей ни разу не воззвал к Богу о помощи. Еврейство единственного человека в Библии, последовательно именуемого "еврей", используется главным образом как красная тряпка, чтобы бесить Амана" (Меир Шалев. Библия сегодня. М., 2002, с. 105).

265

Русский телеграф. 9.6.1998.