How an anti-Semite is made

271

Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993. с.120.

272

Диспут Нахманида. Иерусалим-Москва, 1992, с. 48.

273

Цит. по: Туров И. Об отношении хасидов к неевреям // Параллели: русско-еврейский историко-литературный и библиографический альманах. № 2–3. — М., Дом еврейской книги, 2003, с. 57.

274

Эрлих П. Москва кошерная // Сегодня, 30.6.1994.

275

Еврейская Энциклопедия. т. 6, стб. 124.

276

«Недавно я зашёл в антикварный магазин в одном из Арбатских переулков. Вдруг я услышал, что продавщица книжного отдела с характерной внешностью стала ругать Гоголя за антисемитизм. Я вступился за любимого писателя и услышал, что я тоже такой же антисемит, как и Гоголь. Потом продавщица ехидненько так спросила: — А что вы будете делать с евреями, если придёте к власти?

Я ответил:

— То же самое, что и евреи с русскими.

— Фашист! — вдруг истошно заверещала продавщица, — Убийца! Палач! Подонок!

Я сначала оторопел, а потом рассмеялся… Александр Медведев, Москва» (http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=38636).

277

Александр Нежный. С приветом от Клары. Дьякон Андрей Кураев как создатель антисемитских мифов // Ex-libris. Приложение к «Независимой газете». 27.5.1999; Александр Зорин. Как стать юдофобом // Общая газета. 4.2.1999; несколько статей Валерия Каджая.

278

Каджая В. Откровения от диакона, или Что общего между еврейским праздником Пурим и Международным женским днем // Новое время. М., 12.05.1999.

279

Для Валерия Каджая Критика моей статьи стала постоянным хлебом: только в 1999 году он огонорарился на этой теме трижды: на радио Би-Би-Си 11.2.1999; в «Международной еврейской газете» (Май 1999 № 18 (259)) его статья называлась «Как делают антисемитов или Чем отличается праздник Пурим от Международного женского дня?». Тот же текст был переопубликован в журнале «Новое время» (1999, № 19) под названием «Откровения от диакона или Что общего между еврейским праздником Пурим и МЖД 8 марта». С той поры каждый год в преддверии 8 марта или Пурима он рассылает переделки этой своей статьи в разные демиздания.

280

Каджая В. Можно ли не праздновать 8 марта?

Масленица, Пурим, Новруз-байрам и примкнувший к ним МЖД // Независимая газета 6.3.2001. С последней его фразой я соглашусь: признание книги Есфири частью библейского канона действительно было небеспроблемным — например, в кумранских пещерах «были найдены фрагменты всех библейских книг, кроме Есфири» (Тов Э. текстология Ветхого Завета. М., 2001, с. 97). Ни разу никто из авторов и проповедников Нового Завета не ссылается на книгу Есфири (см. Мицкевич В. А. Библиология. тт.1–2. М., 1990, с. 21). Затем «христиане оспаривали ее каноничность. Она была официально признана Писанием лишь на Карфагенском соборе в 397 г.» (Сэнфорд У. Хаббард Д., Буш Ф. Обзор Ветхого Завета. Одеса, 1998, с. 569). Мартин Лютер высказывал пожелание, чтобы она «никогда не существовала» (Там же, с. 568).