Апологетика

[18] См. подробности у Guibert et Chinchole — Leg Origines.

[19] Живые организмы с полным правом могут быть названы «существами» в отличие от «вещей». На эту тему написана превосходная книга «Person und Sache».

[20] Выгодная сторона формулы Спенсера в том, что «динамическое начало жизни» не отождествляется с понятием силы, как это понятие определяется в физике.

[21] Недавно история эта была рассказана в живой форме, правда иногда и односторонне, в книге Herbert Wendt (в фр. переводе «A la recherche d'Adam», Paris, 1953).

[22] Впервые выдвинул в науке это положение русский ученый кн. Кропоткин (известный в истории русской жизни, как защитник «мирного анархизма»).

[23] Установлению этого факта посвящена недавняя книга двух французских ученых Lafont et Salet — «L'evolution, regressive» (Paris).

[24] Факт мутации, впервые отмеченный ботаником де Фризом, связан именно с рядом внезапно наступающих перемен в организме, при которых выступают совсем новые, не связанные с прежним состоянием организмов, свойства.

[25] В новейшей литературе пользуются большой известностью построения, упомянутого католич. ученого (палеонтолога) Theilhard de Chardin, который стремится к изучению эволюции (включая и появление чело века) без привлечения участия Творца. Но Theilhard de Chardin, как бы ослеплен фактом мировой эволюции, не замечая, что ему приходится вместо участия Творца снова, обращаться к случайности. Особенно нелепо это у него при объяснении появления человека на земле (см. дальше в гл. VI, 1).

[26] Boutroux: «La loi naturelle», «ba continence des LOIS de la nature».

[27] Очень полезно иметь под руками необходимые рисунки, которые иллюстрируют сходство и различие человека и обезьяны. См.. v Griion — «Problems d'origine». Paris, 1954 или Guibert et ChinchoJe — «Les origines» 7me edit, Paris, 1923).

[28] Упомянутый уже авторитетнейший палеонтолог (недавно умерший) Theilhard de Chardin, пишет в своей прославленной книге «Le phenomene humain»: «только благодаря двуногости человека, что освободило его руки, и смог развиться мозг».

[29] На эту тему, как было указано, написана Герб. Вендтом (Н. Wendt), интересная книга «A la recherche d'Adam» (цитирую по франц. перероду, Paris, 1953).

[30] Термин «homo sapiens» (разумный человек) есть обычный термин, характеризующий человека. Motandon прибавляет «protosapiens» примитивно-разумный человек.

[31] Это признает Theilhard de Chardin.