Апологетика
[53] Чаяния иудеев, связанные с ожиданием Мессии, состояли в надежде на восстановление самостоятельного иудейского царства. Во время Христа иудейский народ был подчинен Риму.
[54] Этот процесс лучше всего обрисован в книге Fr. Cumont — «Les religions orientates dans le paganisme romain».
[55] Эта точка зрения, наиболее глубоко представленная выдающимся исследователем Фрезером (Fraser), усвоена и русской антирелигиозной литературой.
[56] См. подробности в книге Страхова — «Идея воскресения в дохристианском религиозном сознании». Москва, 1916.
[57] См. об этом в книге Cumont.
[58] Это была исконная иранская идея.
[59] См, впрочем, в следующей главе § 4 (примечание).
[60] Вокруг хронологии Заратустры не прекращается спор у исследователей Надо считать наиболее вероятным, что он жил в VII-VI в. до Р. Х.
[61] Быть может самым ярким свидетельством этого может служить произведение Марка Аврелия (римского императора в конце II в. по Р. Х.) «К самому себе».
[62] Говорим, по-видимому, так, как при настоянием состоянии разработки исторических данных этого нельзя утверждать категорически.
[63] Когда, в религиозной эволюции в Греции, Зевс вытеснил Посейдона с Олимпа (Посейдон с тех пор стал богом моря), то местную богиню Аттику-Афину признали «дочерью» Зевса, вышедшей из головы Зевса, уже вооруженной. Это связывание в «родственные отношения» божественных образов, бывших до этого отдельным» друг от друга, очень характерно для религиозной эволюции всего язычества.
[64] См. об этом в книге Страхова, стр. 179-189.
[65] В одной из книг, изданных защитниками «мифологической» теории (Виппер. Возникновение христианской литературы, 1945), говорится об «историзации» Иисуса Христа; т. е., «превращении» мифического образа в «исторический», т. е., об усвоении Христу исторической реальности. Конечно, Виппер вынужден признаться в том, что все христианское сознание было насквозь «историзирующим», т. е., утверждающим историческую реальность Христа.
[66] См. в приложении I рассмотрение учения о «бессмертии души» вне христианства и о христианском учении о воскресении в теле.
[67] Неясные указания, встречающиеся кое-где, относительно смерти и воскресения Митры мало достоверны, во всяком случае связаны с влиянием христианства на митраизм, а не наоборот.
[68] Подробности см. в книге Страхова.
[69] В первоначальной форме Аттис, убегая от своей матери (которая есть в то же время и «Мать-земля», «Великая матерь богов»), убивает сам себя (оскопляет) под сосной.
[70] Заметим, что особых мистерий, связанных с Адонисом, не было; миф о смерти Адониса и о частичном возвращении его к жизни, благодаря любившей его Афродите, был чистой «идеей», облегченной в форму сказания.
[71] Процесс распространения языческих культов лучше всего изображен в книге Cumont — Religions orientales dans l'empire remain, а распространение христианства в книге Harnack «Ausbreitung d. Cristenthums».
[72] Особенно это надо сказать о гностицизме, и герметизме, которые долго были «соперниками» христианства.
[73] Кроме вавилонского гностицизма, есть гностицизм, выросший на почве Нового Завета.