О вере, неверии и сомнении

Истину, Христа, приняли, сочли несомненною, правильною, праведною ("оправдали" как истинную) — только "чада ее", дети истины. То суть: родные ей, сродные, истинно подобные по духу — как родные, подобны дети своей матери…

…Здесь — правда, очень бегло — вскрывается один из основных законов познания, вообще всякого познания (и духовного, и материального мира): подобие познающего познаваемому… Иначе познание невозможно… Тут коренится основная идея философии реал-интуитивизма (Лосский, Франк, Бергсон, наши славянофилы — Хомяков, Киреевский и др.)… Человек подобен и миру (микрокосм), и Богу (макрокосм, если употребить в таком приложении эти термины): человек носит в себе и этот "малый" мир, и тот "большой". И потому понимает оба их. Если же он не принимает "того" мира — то с его душою сделалась страшная болезнь: выпало "подобие Богу"… И тогда уже не "доказать" ему никакими словами и рассудком: нет места, к которому могла бы прилепиться истина. "Вы — слепы". (Ин. 9, 39–41). А отчего это? — От гордости (Мф. 11, 25).

Дальше спрашивается: как же тогда восстановить это подобие? Только — новым откровением Бога человеку, новым явлением "образа" Своего — в душе его. И это возможно — чрез Сына: "Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф. 11, 27)… Чудно!

Теперь вскрывается, что истина — Бог; и познание Его человеком возможно потому и постольку, поскольку Бог есть в человеке и открывает Ему Сам Себя; в этом суть сродства… Истина — от Бога, Бог — от благодати. Благодать есть Истина. Благодать и делает, пребывая в душе, человека "сродным": разве вы не знаете, что вы — "храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога"… "и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии" (1 Кор. 6, 19, 20).

Но почему же не всем открывает Себя Бог? Или почему Он уходит из души нашей? Почему и Христос не мог обратить даже евреев? Почему благодать не озаряет умы всех людей всего мира? Почему отступники?

Тут уже на пути является человеческая свободная воля, вообще греховность души [26]… Все грехи (и плотские, а особенно духовные) удаляют Бога и искажают наше богоподобие. "Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном"… "Все, водимые Духом Божиим, суть Сыны Божии… Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии" (Рим, 8, 5, 14, 16), и наоборот, — плотские — вне Духа Божия (ст. 7–9).

Но в особенности страшен и опасен дух гордости, самости: он не дает возможности Самому Богу вселиться в человеческой душе и дать ей почувствовать истину внутри.

"Вы не хотите придти ко мне, чтобы иметь жизнь"… Почему? — Я "знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу". А это почему? — "Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу", — т. е. самолюбивы, горды, а потому и "славы, которая от единого Бога, не ищете"…

А вот когда "иной (антихрист) придет во имя свое", а не Божие, "его примете": он будет — от вас, от диавола, которому и вы, и он — сродны (Ин. 5). "Я говорю то, что видел у Отца Моего: а вы делаете то, что видели у отца вашего": "вы делаете дела отца вашего" диавола (Ин. 8, 38, 41).

Смириться же не хотите. Между тем иного пути нет:

— Придите ко Мне… и научитесь от Меня: "Ибо Я кроток и смирен сердцем" — эти слова сказаны тотчас после указания пути к познанию истины: "Кому Сын хочет открыть" (Мф. 11, 27–28). Кому же? — Который смирится, как Он. И тогда Христос откроет ему Себя. А первое проявление этого Смирения — вера словам Его, просто вера в Него… Уверуете, и тогда слово Его вселится снова в душу, и она узрит истину: "Вы…не имеете слова Его (Божия) пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал" (Ин. 5, 37–38).

Итак — истина от сродства с Истиной, Богом, от богоподобия; богоподобие — от благодати в сердце; неверие — от потери богоподобия; возвращение к истине от восстановления богоподобия через Благодать Христову

— Благодать — Только дается чрез Христа;

— Путь ко Христу — вера в Него;