О вере, неверии и сомнении

1 глава. Прямые и ясные свидетельства, что Христос есть Сын Божий — вопреки неверию евреев: "пришел к своим (евреям), и свои Его не приняли". Что же нужно?

2 глава. Нужно евреям изменить душу свою — как изменилось вино в воду (Кана Галилейская). И Христос это может: факт. И докажет и еще. Как? Воскресением (храма Своего — тела). Легка ли, oднaкo, эта перемена?

3 глава. Очень трудна. Нужно смириться… А Никодим боялся своих, приходил ночью: самолюбие. Нужна радикальная, решительная перемена. И это возможно только — через новое рождение от Духа. Для этого нужно сначала уверовать во Христа. А для сего — поступай по правде, не греши. Иоанн Креститель уже принял: хоть того послушайте, евреи… А если не его, то хоть язычницу…

4 глава. Беседа и вера самарянки — блудницы, грешницы и полу-язычников самарян… А в отечестве его, в Иудее (ст. 44), не веруют еще… Даже римские язычники, вроде капернаумского царедворца, уже начали веровать… "И уверовал сам и весь дом его". А евреи упорствовали, евреи — полумертвы, слабы: не хотят встать, не могут встать "сами".

5 глава. Они — расслаблены душою. Исцеление расслабленного 38-летнего. "И он тотчас выздоровел". Как все легко у Бога! А иудеи хотят убить Христа. Хуже не только этого расслабленного, но даже хуже настоящих мертвецов: и те, придет время (и скоро, при воскресении: Мф. 27, 51–53), "и настало уже", и "мертвые услышат глас Сына Божия" (25). А вы, евреи, не слышите, не принимаете: ни слов Моих, ни Иоанна Крестителя, ни даже дел чудесных. Почему?

6 глава. Потому что — плотские, земные.

Вот если бы Я пообещал вам земные блага, пошли бы за Мною… Неужели? — Чудо превращения 5 хлебов во множество для насыщения 5000… Восторг… Воцарить решили. Устремились к Нему… Но почему? "Потому, что ели хлеб и насытились" (ст. 26). Но это пища временная. А нужно стремиться к вечной. Небесной… В Чем она? Нужно уверовать (28–29). И Сам Христос есть Духовный Хлеб: жизнь в Нем есть жизнь вечная (33). В частности, еще на земле и можно, и нужно вкушать сей Хлеб — Тело и пить Кровь Его: Таинство Причащения… Таков переход от чуда с хлебами. Но это "неинтересно", непонятно было даже и более близким ученикам. Соблазнились и ушли. Плотское мышление. Уму плотскому верили: как это может быть (41, 42, 52, 66)… Но вспомните хоть про небесную манну (49)! Ничто не помогает. "Плоть не пользует нимало": ум естественный, плотский беспомощен, бесполезен, даже вреден. Нужен "Дух", который "животворит": Его слова — Дух (63)… А Духа дает Отец чрез Сына (44–46). И плотские, несродные, умствующие — отошли. А при тех же самых словах о Теле и Крови сродные — ученики, Петр — остались, ибо уверовали, "что Ты Христос, Сын Бога живаго". А если уверовали в это, то к кому же уходить? — Не к кому… И если уверовали в главное — истинность и Божество Христово, то все прочее, хотя бы и недостижимое вкушение Его Тела и питие Крови, — и нужно принимать, и нетрудно принимать (67–69)… Они — сроднились с Ним…

Но и из 12-ти один все же отпадает — ибо он "диавол", он родственен диаволу… Он тоже плотский, как и евреи: сребролюбец, материалист, земной… А Христос к Небесному Хлебу зовет.

Два хлеба: хлеб земной и "Я есмь Хлеб Жизни" (48)… Люди выбрали первый и отвергли второй. Чудо с 5000 объяснило: почему — плотские… Здесь два противоположных духа жизни столкнулись.

7 глава. Выбирай же, иудей, что-либо одно: или мир, или Меня, воду живую (37–39) Святого Духа… Раздвоились иудеи: начальники решили уже арестовать Его (30), а "многие же из народа уверовали" в Него (31). И уже Никодим дерзает защищать: без суда нельзя решать о человеке (51)… "И разошлись все по домам"… (53).

Как их жалко. Разошлись беспомощно. Что же за причина этого упорства неприятия? Греховность, рабство духа, в основе которого лежит власть диавола над душами их. И эта власть и греховность страшнее всякого иного греха. Страшнее самого страшного блуда.

8 глава. Вот приводят к Нему эти же самые судьи его — блудницу, захваченную на месте прелюбодеяния (ст. 3). (А почему же не захватили и соучастника ее! Ведь уж если по закону, так по закону обоих нужно побить бы камнями: Левит. 20, 10. Может быть, он был одним из тех же фарисеев лицемеров? Приятель их?) И что же? Эта блудница — да будет она благословенна! — смиренно ждала справедливого суда… Не спорила, не оправдывалась… И этим "оправдалась". Была помилована: "Иди, и впредь не греши"… "И Я не осуждаю тебя"… Тот, кто через Моисея повелел судить и даже камнями побивать таких, — Он ныне "не осуждает". Да и как осудить смирившуюся уже? "Повинную голову ни меч не сечет, ни нож не рубит". Она уже осудила себя и подчинилась Христу — что и нужно было…

А они? А судьи? Они не хотят знать закона, ревнителями которого якобы являются… Закон повелевает при двух свидетелях признавать истину. Есть два свидетеля за Него: Отец и Он Сам (17–18). А "кто из вас обличит Меня в неправде?" (46). Вы привели блудницу, грешница она. Но вы, иудеи, гораздо более ее греховны… Как? Во-первых, вы не можете бросить в нее первыми камень, что требовалось по закону от чистых свидетелей (Втор. 17, 6–7) — ибо и сами подлежите избиению за тот же грех. Но во-вторых, вы еще более греховны, ибо упорствуете в неверии и гордыне; ибо, в-третьих, вы — рабы, рабы себе, рабы греховности (34) собственной; в-четвертых, вы, рабы, дети диавола (41–44)… Вот как вы — греховны… Блудница несравненно лучше вас оказалась и спаслась уже. А вы не можете. И только Сын мог бы освободить вас (36) от этого рабства лжи и возвратить вам истину (32)… Но вы не желаете этого. И не можете: вы от мира (23).

И тогда остается одно для вас: вы останетесь в этой испорченности своей, "вы умрете во грехах ваших" (24).:. И тогда не вам судить грешницу, а вас ждет суд Мой и Отца (15, 26, 50)… Но они оставались упорными при всей своей греховности, пребывали в нераскаянности, не смирились. И даже Его продолжали винить: "Не правду ли мы говорим, что ты Самарянин и что бес в Тебе" (48, 52).