О вере, неверии и сомнении

"Народ был потрясен чудом" (12, 17–18). И многие уверовали. А начальники порешили убить, для чего дали распоряжение арестовать Его при первом появлении (11, 57) в народе.

12 глава. Помазание драгоценным миром и сребролюбие Иуды предателя… Просьба язычников-эллинов познакомить их с "Иисусом" и слова Господа о признании Его после и за смерть на кресте (20–33)…

Народ же думал, что Христос должен жить вечно (34), как же — смерть? Христос не ответил на это: бесплодно говорить о Его вечном бытии… Уже говорилось (8, 51–53; 56–57; 11, 24–26)… Камнями за это хотели бить. Поэтому Он уже не доказывает, а просто приглашает верить: пока еще есть время, пока Он среди них:

"Пока свет с вами, веруйте во свет"… И скрылся…

И кроткий, чистый душою Иоанн дивится: как это его соплеменники, евреи, после "стольких чудес" не веровали в Него. Ищет объяснения этому упорству. И припоминает слова пророка Исайи: сами закрыли очи свои, чтобы не видеть (Ис. 6, 10; 53, 1)… Упорники: "ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию" (43)… Плотяность… Гордыня…

Остался — суд для них. Но будет судить не Он: "Я пришел не судить мир, но спасти мир" (47), — а само слово Его, Его учение, которое дал Ему Отец… Иначе: на суде неверующие будут безответны, ибо они слышали Слово о Христе.

13 глава. Умовение ног — дает повод наставлению о смирении… Смирение — корень веры и любви (12–15). Не выдержал Иуда. Это совсем неприемлемо уже стало для него: он хотел в Иисусе видеть земного царя, дающего обыкновенный хлеб, а не учителя о "хлебе" духовном… Потому именно тогда и предсказывал Господь: "один из вас диавол" (6 гл.).

И теперь Христос Господь говорит:

"Один из вас предаст Меня" (21)… Вошел в Иуду сатана (27). Прежде он был, как и вообще иудеи, в числе "чад" диавола, одержимых им; а теперь это совершилось гораздо более реально и страшно: в него вошел — и притом сам — "сатана".

Иуда вышел на свое злое дело — как орудие и сатаны, и вообще еврейского народа.

Господь же остался с одними верными одиннадцатью на Тайной Вечере; и сказал им последнюю прощальную беседу… Любите друг друга (13 гл.). Я ухожу… а вы веруйте. Я ухожу к Отцу… Чтобы вам же приготовить место там, — а не здесь. Я туда могу вас привести, ибо Сам Я — есмь путь, "истина и жизнь". Ибо Я — едино с Отцом Богом: "Я — в Отце, и Отец во Мне". "Верьте Мне" в этом, а если это трудно принять и вам, то верьте Мне по самым делам. Да и вы сами будете после Меня творить чудеса, даже еще и большие, чем Я. Лишь просите об этом у Отца, но во имя Мое, за Меня. А Я пошлю вам силу на все — Духа Святаго. И Сам не оставлю вас сиротами: приду к вам. Тайно, сокровенно — в сердца ваши: и тогда вы опытно узнаете, что "Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас". Но только чтобы сподобиться этого — живите свято, исполняйте заповеди Мои… За это Я и Отец возлюбил вас, "и Мы прийдем" "и обитель сотворим" в сердцах ваших.

…Боже! Как далеко все это от иудейских "хлебов" и иудиных сребреников.

Трудно было понять, и теперь ведь трудно нам, читатель, понять: как это Отец и Сын могут войти в человека и обитать в Нем? Не правда ли: тайна? Это откровение Христа. И не разъясняет его Христос, ибо еще не могли вместить… А вот придет "Утешитель, Дух Святый", "Дух Истины", и Он "научит вас всему" опытно… Опять путь познания — опытно благодатный, а не словесный.

Будьте же мирны. И даже радуйтесь Моему отходу: вам же лучше это. Я Свое дело сделал, которое "заповедал Мне Отец" (14 гл.).