О вере, неверии и сомнении

При выходе их из Иерихона Вартимей "слепой сидел у дороги". Стал просить исцелить его. "Иисус остановился". Стал… Ждет… "Велел его позвать". "Зовут слепого и говорят (неизвестно кто; передавали по толпе) ему: не бойся, вставай, зовет тебя"… Даже не сказано кто, а просто "зовет тебя"… Что же слепец? — "Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел (а не побежал, куда же бежать слепцу-то?) к Иисусу". И прозрел (10 гл., 46–52). Зачем "сбросил одежду"? Не знаю. И сейчас не понимаю. Подробность совершенно не необходимая. Наоборот даже: уж если "зовет", так тут не об одежде думать, а иди скорее. А он сбросил. Может быть, вы, читатель, что-нибудь примыслите? Интересно… Да, все это было, было, было…

Ну, и последняя деталь. Про петуха. Только сам Петр знал детали этого страшного для него предательства и, конечно, помнил их: ему ли забыть это? Другие евангелисты (Мф. 26, Лк. 22, Ин. 18) говорят лишь об одном пении петуха. А Петр (у Марка) — о двух. Он проник при помощи Иоанна, "который был знаком первосвященнику" (Ин. 18, 16), уже во внутренний двор и грелся с другими у костра. Ночь выдалась холодная. "Одна из служанок", "всмотревшись в него", признала его: "И ты был с Иисусом…"

Видно, по любопытству ходила не раз смотреть на Чудотворца: прислуги от господ много знают… "Но он отрекся": "не знаю и не понимаю"… Однако оробел. И как только прислуга ушла, он незаметно "вышел вон на передний двор". Две ограды было.

"И запел петух"… Были "первые петухи"… часов 9 вечера. Но служанка, видно, беспокойная была особа и заразилась от хозяев враждой к Иисусу и ученикам, вышла-таки вторично. Не нашла Петра на первом дворе, может быть, спросила у других, где он, и вышла на внешний двор, "увидевши его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них"… Ах, как это все правдоподобно для женщины. Видите?! "Он опять отрекся"… Служанка ушла… "Спустя немного", уже приближалось время к полуночи, "стоявшие тут стали" снова допрашивать его: "точно ты из них". "Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека сего". "Тогда петух запел во второй раз". Было время "вторых петухов", как у нас говорили на селе. "И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом" (Мк. 14, 72): "прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня" (30)… Сбылось… Другие евангелисты о "первых петухах" не упомянули. А Петр-то помнил хорошо… "И начал плакать" (14 гл., 66–72) Ев. Матфей добавляет: "горько"… Сам отрекавшийся не осмелился добавить этого слова: не смиренно было бы ему самому упоминать об этом… И вышел со двора… Куда он пошел потом со своими слезами? Что переживала его горячая душа, только что, три-четыре часа назад, обещавшая: "если и все соблазнятся, но не я"?! (29) Неизвестно это… Я думаю, долго он бродил по темным улицам сонного Иерусалима и плакал… и плакал… и плакал…

Да и как не плакать?! А к утру уже пришел туда, где обычно собирались и ночевали апостолы. И заснул тяжелым сном. Но ненадолго. Утром, вероятно, молчал. Душа его истерзалась: отрекся!.. Трижды отрекся… И продолжал плакать…

* * *

…Почувствовали ли, увидели ли с несомненностью теперь, как правдоподобны, достоверны — по самому своему внутреннему содержанию, по простому духу повествователей, по бесчисленным реальным подробностям, как очевидны Евангелия?!

И тут даже нет ничего "сверхъестественного", мистического, таинственного; наоборот, и уму, наблюдению, интеллектуальному чутью, если хотите, "внутренне-научно", истина встает в несомненном виде. А потому, если я прежде говорил, что уму совершенно недоступны религиозные сверхъестественные предметы, то я разумел самую сущность, а не бытие их; она вне и выше рассудка: Бог, Троица, воплощение, Благодать, другой мир — непостижимы уму. Но во Христе Богочеловеке Его естественная сторона, человеческая, совершенно подобная нашей природе, и должна быть доступна и восприятию и пониманию (опять-таки по закону сродства общей нашей природы), — и была понятною. И тут уму нашему вполне прилично и даже обязательно искать достоверности самыми естественными способами: соображениями, психологическими сравнениями, чутьем истины и т. д.

И ученый философ Ф., когда стал читать Евангелие, без всякого труда "умом дошел" до очевидности событий. И "уверовал".

И я, по своему опыту, весьма советую читать Евангелие, когда нам захочется укрепить свою веру, порадоваться в ней или когда найдет сомнение какое: никакие академии, никакие историко-критические исследования, никакие логические доказательства не могут дать столько, сколько самое "простое" чтение Евангелий… Это — опыт… И понимаешь, почему св. Серафим [32] еженедельно прочитывал всех евангелистов; почему миссия начинается с самого обыкновенного рассказа об евангельских событиях: почему Библию, а особенно Новый Завет, издают на всех языках в миллионах экземпляров и читают ее в мире больше всех других книг. Ничто так не приподнимает завесу над тайной "того мира"; ничто не "открывает" так наглядно реальность, истинность, объективность сверхъестественного бытия, как именно "откровение".

И если мы по лени своей не можем читать по целому евангелисту в день, то хоть бы уделяли этому каких-нибудь 3–5 минут. Иногда и этого довольно. Вдруг неожиданно найдешь новую жемчужину или просто подновишь душу уже известными, но тускнеющими от времени фактами… И снова заиграет сердце; и оживится вера, точно зелень, вспрыснутая утренней росой…

В крайнем случае, читайте хоть при сомнениях, при ослаблении веры, при скорбях; и найдете и истину, и утешение.

"Исследуйте Писания", — заповедал Сам Христос иудеям, — "а они свидетельствуют о Мне" (Ин. 5, 39). "Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса", — говорит ап. Павел Тимофею (2 Тим. 3, 15).

И читать нужно "просто", с открытым сердцем, непредубежденным умом. И тогда не нужно даже "искать" доказательств, а только читать просто. И истина сама засияет изнутри. Лик Христа проявится воочию… И сколько было таких примеров…