О вере, неверии и сомнении

Св. Григорий Богослов: иногда все так ясно о Боге; а в другой раз попадаешь в бездну неведения. — Следовательно, состояния неверия, маловерия знакомы бывали даже и святым.

Св. Златоуст: Если чего-нибудь не понимаешь, то прими простой верою; ибо это Сам Бог сказал.

Ах, как прекрасно говорят св. Отцы! И как приятно даже просто переписывать их золотые слова. Известно, что многие любители издавна собирали изумрудные изречения их.

Напишу еще несколько выдержек из книги св. Отцов.

Его же: "Если при естественном действии невозможно объяснить способа зачатия, то как можно объяснить его, когда чудодействовал Дух?.. Пусть стыдятся те, кто старается постигнуть сверхъестественное рождение!.. Не думай также, что ты все узнал, когда слышишь, что Христос родился от Духа".

"Христос произошел от нас, из нашего состава, из Девической утробы, а каким образом? — того не видно. И так: и ты не разыскивай; но верь тому, что открыто; и не старайся постигнуть того, что умолчено".

"Не исследуй: как это? Где хочет Бог, там побеждается порядок природы".

Св. Василий Великий: "Да не будет у тебя излишнего стремления размышления"… "Я исповедую недоступность для мысли и невыразимость для человеческого слова образа Божественного рождества". "Да смолкнут излишние вопросы в Церкви Божией; да славится вера; да не испытывается она мудрованием".

Св. Феодот, еп. Анкирский: "Возвещаю тебе чудо: оставь исследования!" "Душевный человек, прилепляясь к земному и испытывая все помышлениями ума, почитает чудеса Божий безумием; потому что они неизъяснимы по законам природы". "Знамения и чудеса приемлются верою Божиею, а не умом испытуются". "Если хочешь знать это (воплощение), то знай, что соделался; (а) как соделался, сие ведает Один Чудодействующий". "Божественное естество не доступно понятию ума человеческого; оно — выше того, что постигается нашим чувством. Итак: у нас нет познания Бога — по причине превосходства Его естества".

Св. Димитрий Ростовский: "Тайны Божии, чем больше о них говорить, тем они сокровеннее, непостижимее".

Казалось бы, что по этим вопросам можно бы найти материал в главном источнике веры — в Св. Писании, в Слове Божием. Но этого я тогда не обрел. Писание до такой степени уверено в бытии Божием, что даже и не ставит таких вопросов. Да и мне, — при семинарском маловерии в Слово Божие, — не хотелось даже искать ответов там… И только впоследствии узрел я и тут главные откровения о вере и неверии. Например, Господь говорит иудеям: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне (курсив автора. — Ред.), чтобы иметь жизнь" (Ин. 5,39–40).

"Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единаго Бога, не ищете?" (ст. 44). Смирения нет.

"Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего". А это отчего? Оттого, что "ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Ин. 8 43 44); а "он лжец" и "человекоубийца" (44). Неверие — от диавола.

"Кто от Бога (выделено автором. — Ред.), тот слушает слова Божии… вы не от Бога" (47). Вера — от Бога.