Неизвестный. Я всегда недоумевал, в чём, с точки зрения церковной, лежит смысл мировой истории? Вот ты говоришь о Промысле Божием, о том, как Божественная сила ведёт человека к спасению. Ну, а жизнь мира? Ведь там тоже действует Промысел. Куда же этот Промысел ведёт мир? По вашему учению, истинная жизнь в Церкви: мир во зле лежит; но Церковь -- горстка людей. Неужели же культура, наука и искусство, всё, чем живёт этот во зле лежащий мир, -- пустая комедия? Неужели весь смысл существования этого громадного злого, но и прекрасного "мира" только в том, чтобы соблазнять благочестивых христиан? Неужели он "проклят" и больше ничего?!

   Духовник. Я предвидел твой вопрос. И без ответа на него наше здание действительно было бы незавершённым.

   Неизвестный. И ты мне на него ответишь?

   Духовник. На него ответит Церковь, а мы постараемся сделать надлежащие выводы из этого ответа.

   Неизвестный. Мне важен не церковный авторитет, а истина.

   Духовник. Там, где нет церковного авторитета, -- нет истины.

   Неизвестный. Да-да. Теперь я не возражаю против этого.

   Духовник. Прекрасно. В следующий раз мы будем говорить о прогрессе и конце мировой истории. Это и будет ответ на твой вопрос.

ДИАЛОГ ДЕВЯТЫЙ. О ПРОГРЕССЕ И КОНЦЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

   Духовник. Что же такое прогресс? В чём, с точки зрения церковной, лежит смысл мировой истории? Неужели культура, наука и искусство -- всё, что создал мир, -- пустая комедия? Ведь ты так ставишь вопрос? Я понял тебя правильно?

   Неизвестный. Да, правильно. И мне думается, что вопрос этот в то же время и самое убийственное возражение против христианства.

   Духовник. Почему?

   Неизвестный. Потому что создаётся безвыходное положение для разума. Или надо признать мировую историю бессмысленной комедией, и тогда всё, чему учит Церковь, окажется истиной. Или надо признать бессмысленным христианское учение, и тогда истиной окажется то, что создал мир. Но так как величие христианства всё же более отвлечённое и менее осязательное, чем величие, созданное миром, то совершенно ясно, что человек выбирает последнее.

   Духовник. Да, громадное большинство действительно поступит так. Оно отвергнет истинное учение Церкви и примет мирскую ложь, но совсем не потому, почему ты думаешь. "Безвыходного положения", о котором ты говоришь, на самом деле не существует. Мировая история, с точки зрения христианской, совсем не "бессмыслица". И ошибка неверующих людей заключается вовсе не в том, что они признают смысл исторического процесса, а в том, что они ложно его понимают.

   Неизвестный. Но почему же тогда громадное большинство должно непременно отвергнуть истину?

   Духовник. На это в Слове Божием есть совершенно определённый ответ.

   Неизвестный. А именно?

   Духовник. "...За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи" (2 Фес. 2, 10-11).

   Неизвестный. Пусть так. Но от этого церковное учение о смысле мировой истории не делается для меня яснее.

   Духовник. Конечно. И я его тебе разъясню. Но сначала ответь мне на вопрос: сам прогресс, то есть какой-то процесс, в котором совершенствуется жизнь, ты считаешь несомненным фактом?